Найти в Дзене
ScienceMe

"Священная аллегория" Джованни Беллини: новые смыслы

ScienceMe продолжает проводить лекции и дискуссии, несмотря на режим самоизоляции. 26 апреля искусствовед Елена Гусева рассказала о мотиве одиночества в итальянском искусстве. Делимся с вами фрагментом расшифровки лекции.

Елена Гусева — искусствовед, проживающий в Риме, гид. Елена закончила отделение истории искусств исторического факультета МГУ, уехала в Италию по гранту, изучала итало-испанские связи в искусстве конца 15 века.
Джованни Беллини. Священная аллегория. 1490–1500 . Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция
Джованни Беллини. Священная аллегория. 1490–1500 . Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция

Есть несколько интерпретаций сюжета этой картины. Кто-то считает, что здесь скрыт сюжет французской поэмы “Поломничество пути”, кто-то видит аллегорию добродетелей. Но конечно, в первую очередь, здесь легко узнать образы святых. Женщина на троне напоминает нам Богоматерь. Человек с мечом похож святого Павла. Слева изображен уходящий человек в тюрбане. Может быть, это враг, которого изгоняет защитник веры святой Павел. Рядом с ним в красно-желтых одеждах, по-видимому, святой Петр.

Интересны две фигуры справа. Один из них, пронзенный стрелами, — святой Себастьян, который считался защитником от чумы. Чума вызывает воспаление лимфоузлов, отчего на теле появляются бубонные пятна. В святого Себастьяна выпустили 100 стрел, и все раны зажили. Чумные пятна как раз сравнивали с его ранами. Как правило, если человек выживал после чумы, он заказывал себе алтарь со святым Себастьяном.

В Венеции в конце XV века было несколько волн чумы. Венецианцы вели активную торговлю с Востоком, и эпидемии тогда случались довольно часто. Прибывшие корабли должны были стоять в порту 40 дней на карантине. Венецианцы ввели специальные паспорта — документ, в котором надо было поручиться, что на корабле нет заболевших чумой. Только после этого можно было спускаться с корабля. Но даже эти паспорта не спасали. Эпидемия могла распространиться, если был хотя бы один заболевший. В конце XV века начали строить первые лазареты. Острова и лагуны позволяли обустроить их так, чтобы создать зоны изоляции. Уже тогда понимали, что главное в победе над чумой — ограничить заболевших и избегать любых контактов с ними. Поэтому во время эпидемии люди выходили из дома до рассвета или после заката.

Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. 1562. Дерево, масло. Прадо, Мадрид
Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. 1562. Дерево, масло. Прадо, Мадрид

Учитывая условия жизни конца XV века, можно предположить, что дистанцирование фигур на картине Беллини как-то связано с личными переживаниями художника. Часто нам трудно понять картину, просто потому что мы живем в другое время. В этом смысле сегодняшняя ситуация — в том числе хороший способ по-новому осмыслить картины Джованни Беллини.

Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал ScienceMe.

А о предстоящих мероприятиях вы можете узнать на нашем сайте.

Наш канал на Яндекс.Эфир, если вы пропустили прямую трансляцию)