Найти тему
Неальтернативная история

Кто такие скифы по сведениям античных авторов

Сакский костюм, реконструкция, фото из открытых источников
Сакский костюм, реконструкция, фото из открытых источников

Продолжаю начатое в серии статей "Скифское наследие" исследование.

Ранее в статье "Древнее население евразийских степей" я описал расселение крупных племенных союзов на евразийском степном поясе и прилегающих территориях. Сейчас рассмотрю вопрос, кто такие скифы, откуда пришли.

Согласно сведениям Геродота (V век до н.э.), "до скифов" (в VIII-VI веках до н.э.) на территории Крыма и северного Причерноморья проживали киммерийцы. В VII-VI веке до н.э., по данным археологии, в северном Причерноморье киммерийские памятники заменяются скифскими. Их характеризует распространенный на всем протяжении евразийских степей погребальный обряд курганных захоронений. Эта традиция прослеживается еще в афанасьевской культуре Южной Сибири, получает развитие в андроновской культуре и достигает пика в скифское время. С запада на восток в скифских захоронениях наблюдаются небольшие изменения положения костяка на спине или скорченно на боку. Но в сопредельных культурах, в частности, в срубной археологической культуре, захоронениях в Малой и Передней Азии позволяющие отнести их укрупненно к скифскому миру аналогии не прослеживаются. Это наряду с распространенной материальной традицией, так называемой скифской триадой (элементы вооружения, конской упряжи, звериный стиль в искусстве), позволяет говорить о единстве культурных традиций на всем скифском ареале, но, в то же время, о полиэтничности населения.

В целом, смена погребальных традиций с киммерийских на скифские согласуются как с аккадскими источниками, так и со сведениями Геродота, который писал, что скифы пришли с востока: теснимые массагетами, скифы перешли Аракс и вторглись в киммерийские земли.

Здесь есть путаница. С одной стороны, река Аракс находится на Кавказе, раз так, скифы должны были попасть в Причерноморье из Малой Азии через Кавказ. Но в Малой Азии никаких массагетов отродясь не было, они там не только не проживали, но и их вторжения никогда не простирались так далеко на юг.

Однако в летописях, относимых к походу Александра Македонского, река Аракс упоминается вместе с Танаисом, которая локализуется в восточном Прикаспии и связывается исследователями с Сырдарьей. Обратите внимание, здесь речь не идет о Доне, который античные авторы также называли Танаисом, а Сырдарье. Эта область совпадает с ареалом сака-тиграхауада, которые на сопоставлении Бехистунской надписи и "Истории" Геродота как раз и связываются с массагетами. Значит, скифы были вытеснены массагетами (сака-тиграхауада) с западного Туркистана, обошли Каспийское море с севера и этим путем попали в Северное Причерноморье. И это также находит отражение у Геродота, который указывал, что скифы пришли из-за реки Ра (Волги).

Раз так, посмотрим, что пишут о народах Туркистана древние источники.

Персидские источники обезличено пишут о войнах персов с саками, лишь в одном случае называя более конкретно сака-тиграхауда.

Но очень интересная информация содержится в записях Клитарха, Ариана, Птолемея, Плиния. Первый, как считается, находился в войске Александра Македонского во время его похода, был свидетелем описываемых событий. Значит, его сведения могут претендовать на достоверность и объективность. К сожалению, из-за формата статьи я не могу привести все приводимые ими сведения о скифах.

Так Клитарх называет собственно скифами западных (причерноморских) скифов, скифов, живущих выше Боспора, и неких абиев. К родственным скифам народам он относит саков, массагетов, дахов, называя их восточными скифами. Вообще в античной традиции мир делился на восток и запад по реке Танаис. Под Танаисом, как я уже сказал, следует понимать Сырдарью, а не Дон. Дело в том, что в относимых к походу Александра источниках Клитарх упоминает скифов несколько раз: когда они послали помощь Бессу, убившему Дария, затем они присылают посольство к Александру, затем Александр готовит поход против этих самых скифов, затем состоялась битва Александра со скифами на реке Танаис. К слову, в последнем случае Клитарх именем скифов называет как раз азиатских саков. Ведь если в этих источниках был описан Танаис-Дон, то стоит лишь сказать, что до Дона Александр даже близко не доходил. А вот о битве Александра с саками на Яксарте (Сырдарье) написано в персидских надписях.

В записях же Ариана собирательным именем скифов называются европейские скифы, скифы, живущие выше Боспора, скифы за Танаисом, скифы из Азии, даи и саки. Примечательно, что часто Ариан упоминает этнонимы массагеты и саки как синоним скифов. Так, в частности, Ариан указывает, что именно саки жили по реке Яксарт (Сырдарье) и граничили с Согдианой. "Саки - это скифы, живущие в Азии, не подданные Бесса, но союзники Дария", - пишет Ариан в описании состава армии Дария III перед битвой при Гавгамелах.

На границе Согдианы и Бактрии по Яксарту располагал саков и Эратосфен Киренский.

Отождествление саков со скифами есть, как бы ни казалось странны, и у Геродота. Так, в перечне отрядов армии Ксеркса он упоминает "саков из азиатских скифов".

Итак, мы видим, что античные авторы трактуют понятие "скифы" достаточно широко. С одной стороны, причерноморских скифов они называют западными, а саков и массагетов – азиатскими скифами. С другой стороны, они пишут, что скифы были вытеснены с восточного Прикаспия массагетами, то есть азиатскими скифами.

Однако в опровержение последнего утверждения может служить практически синхронно возникший на всем степном поясе от Причерноморья до Саяно-Алтая скифский культурный комплекс. Не будучи культурно родственными "западные" скифы не могли принести в Причерноморье культурные традиции восточных или азиатских скифов.

Таким образом, под понятием западных скифов следует понимать западную ветвь саков-массагетов, пришедших в Причерноморье. Причем, пришедших, скорее всего, не в результате вытеснения с прежних территорий, а в следствии экспансии, расширения собственного ареала.

Весь же скифский ареал от Причерноморья до Саяно-Алтая, включая усуней Семиречья, пазырыкцев Алтая, уюкцев Тувы, минусинских тагарцев и таримских тохаров следует считать культурно единым, однако, полиэтничным скифо-сакским миром. А наиболее ранние памятники, обнаруженные на востоке, в Саяно-Алтае, позволяют говорить о зарождении скифской культуры именно на востоке и ее миграцию в Европу, а не наоборот.