Найти в Дзене

Новелла о моих первых научных штудиях. Заметки студента-историка. Часть первая.

Чуть ли не каждый божий день на первом курсе нам твердили – не затягивайте время, выбирайте тему, на втором курсе надо будет заниматься научными исследованиями.

Иван III. Фото взято из открытых источников Яндекс. httpswarhead.susystemimages000162590content56a933d9700d513084d483858c9d45d763bacb04.jpg1579249904
Иван III. Фото взято из открытых источников Яндекс. httpswarhead.susystemimages000162590content56a933d9700d513084d483858c9d45d763bacb04.jpg1579249904

Следует сказать, что собственно учебника, например, с таким названием: «Как провести историческое исследование» не было, да и сейчас нет.

Источниковедение – очень крутая дисциплина. Перефразируя известную студенческую максиму, можно сказать так: «Сдал источниковедение – можно жениться».

Не буду утомлять подробностями, но отдать должное классику источниковедения Шахматову А.А., просто обязан. Тем более что реформа русского языка в 1918-19 гг. была проведена по его лекалам.

Фото из Яндекс картинок
Фото из Яндекс картинок
Фото из Яндекс картинок
Фото из Яндекс картинок
Фото из Яндекс картинок
Фото из Яндекс картинок
Фото из Яндекс картинок
Фото из Яндекс картинок

Однако тренировали нас на семинарах постоянно, я бы даже сказал «натаскивали» как охотничьих собак. «Законы Хаммурапи», «Русская правда», «Салическая правда» и т.п.

Законы «Хаммурапи». Фото взято из открытых источников Яндекс.
Законы «Хаммурапи». Фото взято из открытых источников Яндекс.

На семинарах порой выдавались фотокопии того или иного документа из ЦГАДА (Центральный государственный архив древних актов), который надо было перевести (писано скорописью, хоть и по-русски), прокомментировать, а в конце занятия – отдать преподу.

Несколько позже я понял, что все это было не столько натаскивание, сколько тестирование наших способностей к восприятию исторического источника. Не могу сказать насколько это правильная метода обучения, но один мой сокурсник и по сию пору работает в ЦГИА.

Помимо этих упражнений, я писал первую курсовую работу по эпохе Ивана Третьего. Хотя задачка была достаточно простая – присоединение Твери к Москве. А это один из эпизодов довольно длительного процесса «собирания земель» вокруг Москвы.

Собирание земель вокруг Москвы. Взято из открытых источников Яндекс
Собирание земель вокруг Москвы. Взято из открытых источников Яндекс
Покорение Новгорода Иваном III. Взято из открытых источников Яндекс.
Покорение Новгорода Иваном III. Взято из открытых источников Яндекс.
Иван III разрывает грамоту хана Ахмата. Взято из открытых источников Яндекс
Иван III разрывает грамоту хана Ахмата. Взято из открытых источников Яндекс

Меня и сейчас удивляет, что подавляющее большинство людей не знает практически ничего об Иване Великом – так уже при жизни называли Ивана Третьего, в том числе и за его рост.

Есть представление о Петре Первом, Екатерине Второй, даже про первого Романова знают лучше. Я уже не говорю про Ивана Грозного, который был внуком Ивана Великого. Но это, конечно, благодаря Пушкину и Булгакову.

Тогда как в действительности, все перечисленные, как и все кто был на престоле сразу после и до 1917 года, были эпигонами Ивана Третьего. Ничего отрицательного в этом термине нет, эпигон это наследник и последователь.

Только в 2016 году кинематографисты сподобились снять фильм про Ивана Васильевича. Но это совсем другая новелла.

Памятник Ивану Третьему поставили в Калуге не так давно (12.11.2017). Впечатляет!

Фото взято из открытых источников Яндекс.
Фото взято из открытых источников Яндекс.

Продолжение следует.

Подписывайтесь на мой канал.