Найти в Дзене
Дмитрий Кузимкин

Физики, которые игрались с плутонием: Заряд-демон

Сегодня в нашей программе грустная и поучительная история о том, что 6-ти килограммовым шаром плутония лучше не играть в боулинг.

Странная история произошла во время небезызвестного манхэттенского эксперимента. Напоминаем, что суть его заключалась в разработка ядерного оружия (кстати, именно здесь были созданы «Малыш» и «Толстяк», сброшенные на Японию). Так вот, в 1945 году активно идут эксперименты над критической массой плутония. Чтобы понять суть происходящего, вспомним кое-что из курса школьной физики:

Критическая масса — в ядерной физике минимальная масса делящегося вещества, необходимая для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления. Простыми словами: до критической массы плутоний – теплый кусочек металла, после критической массы – лучше уноси ноги.

-2

Вернемся к эксперименту, ядро плутония было помещено внутрь блочной конструкции из отражателя нейтронов. Добавление каждого нового блока весом 4,4 кг приближало сборку к критическому состоянию. Этим и должен был заниматься молодой армяно-американский физик Гарри Даглян, на тот момент ему было всего 24 года. Он был ещё только бакалавром и приступил к написанию диссертации как раз во время проведения череды экспериментов.

Так вот представьте, совсем молодому и неопытному ученому поручают вручную укладывать «кирпичики» вокруг ядра плутония, каждый из которых приближает металлический шар к критичности. Звучит, как что-то, что точно пойдет не так… Процесс предполагался таким: экспериментатор укладывает отражающие блоки в сборку, а нейтронные счётчики предупреждают Дагляна о том, что добавление следующего сделает сборку критической.

-3

В один момент у Гарри дергается рука и он роняет 4-х килограммовый блок вольфрама прямиком в центр строения. Бум! И сборка моментально переходит в сверхкритическое состояние. Сильнейший поток нейтронного излучения вырывается прямиком на молодого ученого. Даглян, уже понимает, что обречен, он пытается сбить брикет из центра, но ему не удается сместить его с места. Тогда Гарри был вынужден частично разобрать кучу из блоков карбида вольфрама, чтобы остановить реакцию. Сделать это быстро никак не выходит, ведь каждый «кирпич» весит по 4 кг, а ученый работает в одиночку.

По оценкам, Даглян получил дозу 510 рентген (5,1 Зиверт) нейтронного излучения, что соответствует 10^16 делений ядра. Несмотря на интенсивную медицинскую помощь, у него быстро развились симптомы тяжёлой лучевой болезни, он впал в кому и умер в течении следующих 25 дней.

Этот случай был первым известным исходом, вызванным переходом в закритическое состояние. В результате инцидента правила безопасности в отношении проекта были изучены и пересмотрены. Но через полгода история повторяется, теперь жертвой смертельной дозы облучения становится физик Луис Злотин. В итоге, шар-убийцу окрестят «Заряд-демон».

Не играйтесь с плутонием, ребята!

Наука
7 млн интересуются