За более чем 150-летнюю историю с момента создания и до наших дней свинцово-кислотные аккумуляторы уверенно занимают лидирующую позицию по производству среди всех известных химических систем. Более того, мировое производство свинцово-кислотных аккумуляторов и батарей демонстрирует ежегодный рост. Низкая удельная стоимость, высокая надежность, удовлетворительные характеристики и срок службы, относительно простая и отлаженная вторичная переработка - всё это позволяет свинцово-кислотным аккумуляторам оставаться на рынке, несмотря на динамичное развитие и увеличение объемов производства различных литиевых систем. Необходимо отметить, что эти два самых распространенных типа редко пересекаются в применении, поэтому на данный момент серьезной конкуренции между ними не существует.
Итак самые массовые сферы использования свинцовых аккумуляторов:
Автомобильный транспорт
Всем известно,что в каждом автомобиле, автобусе, тракторе с двигателем внутреннего сгорания установлена свинцовая аккумуляторная батарея (а то и не одна), используемая для пуска этого двигателя, а также резервного питания электрических систем автомобиля при остановленном двигателе. Собственно эта многочисленная группа так и называется - стартерные автомобильные батареи.
Мотоциклетная техника
Разнообразие моделей всевозможных скутеров, мотоциклов, квадроциклов, генераторов, снегоходов, гидроциклов и т.п. весьма велико. При этом практически все они снабжены свинцово-кислотными батареями, которые выполняют аналогичную со стартерными функцию и весьма похожи конструктивно, но отличаются меньшими размерами.
Электрический транспорт
Основой этой категории является складская техника, а это - электрические погрузчики, штабелеры, тележки, ричтраки и т.п. Также к этой группе относятся электрические поломоечные и уборочные машины, электрические велосипеды и скутеры, детские игрушки, лодочные моторы. Вся эта техника использует преимущественно свинцово-кислотные батареи, которые именуются тяговыми (traction). Название говорит само за себя - данная группа батарей используется для питания тяговых электродвигателей и приводов вспомогательных механизмов электрических машин. Тяговые аккумуляторные батареи крайне разнообразны по размерам, форме и электрическим характеристикам - зачастую по внешнему виду тяговую батарею можно легко спутать со стартерной или мотоциклетной.
Системы автономного электроснабжения, телекоммуникации, сигнализации и автоматики
Данная группа предполагает использование свинцово-кислотных аккумуляторов в основном в качестве источника аварийного и резервного электропитания. Аккумуляторы и батареи этой группы называются стационарными (stationary). Обычно применяются на объектах энергетики - электростанции и подстанции всех видов и назначений. Кроме того, используются в пожарных и охранных системах сигнализации, в бытовых источниках бесперебойного питания, в системах связи, автономного освещения и т.д. Внешне и конструктивно больше похожи на тяговые батареи, но при этом имеют свои особенности.
Железнодорожный транспорт
В каждом дизельном локомотиве и пассажирском вагоне установлены аккумуляторные батареи. В тепловозах батарея используется в основном для пуска двигателя, а в вагонах - для резервного электропитания в период остановок и стоянок. Изделия специфические, внешне и конструктивно имеют ряд отличий от остальных групп. На некоторых моделях тепловозов используются стартерные батареи для автомобилей. Стоит отметить, что наряду со свинцово-кислотными батареями на железнодорожном транспорте активно используются батареи щелочной группы в соотношении приблизительно 50/50.
Армия, Авиация, Флот
Несмотря на то, что тяжелый свинец не самый популярный металл при конструировании летательных аппаратов, свинцово-кислотные аккумуляторы зашли и в эту сферу. Справедливости ради нужно добавить, что подавляющее большинство авиационных аккумуляторных батарей являются щелочными. На самолетах и вертолетах применяются в качестве источника аварийного и резервного питания, либо для автономного пуска двигателя.
Во флоте в зависимости от предназначения применяются либо классические стартерные батареи, либо стационарные. Отдельной категорией идут свинцово-кислотные аккумуляторы для подводных лодок, имеющие самые большие размеры и уникальную конструкцию.
А вот на военной технике (танки, тягачи, самоходные установки и т.п.) используются в основном свинцово-кислотные батареи. Применение - аналогично стартерным батареям для автомобилей. При этом внешне и конструктивно сильно отличаются от классических батарей.
Задавайте любые, интересующие Вас вопросы, касающиеся свинцово-кислотных аккумуляторов. С удовольствием разберем их в следующих статьях.