Как разбудить креативность? Как придумать инновацию? Как решить нетривиальную проблему? Как улучшить процесс? Методов более сотни. Среди самых известных — мозговой штурм. Но что если классический подход не помог? Берите на вооружение одну из десяти необычных техник, способных разбудить воображение даже самых упертых консерваторов. Размер группы может варьироваться от 5 до 20 и даже более человек. Однако оптимальной является команда с числом участников от 6 до 12 человек.
При проведении брейнсторминга вне зависимости от техники должны соблюдаться следующие правила:
- Отсутствие критики, если того не требует подход.
- Наличие ведущего.
- Участие всех без исключения.
- Равные права участников.
- Неформальная атмосфера.
- Все идеи фиксируются.
Для фиксации идей подойдут самые простые инструменты, например, ручка и бумага. Однако предпочтительны, а иногда и обязательны, флипчарт либо доска, маркеры и\или стикеры.
В случае индивидуального брейнсторминга удобнее работать с электронными таблицами или документами, хотя и здесь может отлично справиться классический блокнот. Цветок лотоса
Техника предложена Ясуо Мацумара, президентом компании Clover Management Research. По аналогии с лотосом, где лепестки расходятся от сердцевины в несколько рядов, идеи здесь генерируются от центральной задачи через решение вспомогательных.
Техника применима для решения проблем, генерации и развития инновационных идей.
В качестве реквизита вам потребуется таблица 9 на 9 клеток. Ее можно заранее распечатать в формате A1 либо нарисовать. В случае индивидуальной сессии удобнее будет работать с электронной формой. Этапы
- В центральную клетку вписываем цель, которую хотим достигнуть, например, повышение прибыли.
- В клетки A–H (лепестки первого уровня), сгруппированные вокруг ключевой проблемы или задачи, вписываем элементы, которые влияют на достижение цели — поставщики, дорожные расходы, партнеры, способы доставки, персонал, технологии, производственные мощности, оценка.
- Далее каждый из этих элементов переносим в клетки по периметру квадрата (с отступом в одну клетку вверх, вниз или по диагонали).
- Следующий этап — придумать 8 решений для повышения прибыли по каждому из перечисленных выше элементов. Вписываем эти решения по периметру каждого из восьми элементов первого уровня. Например, для элемента «персонал» это могут быть: мотивация, зарплата, условия труда, набор нового персонала, работа с талантами, сокращение текучки, корпоративная культура, вовлеченность.
Для активизации процесса поиска идей полезно сформулировать дополнительные вопросы. В нашем случае они могут быть такими:
- Как мы могли бы использовать технологии, чтобы повысить прибыль?
- Как мы могли бы использовать технологии, чтобы уменьшить расходы?
- Какие каналы сбыта в принципе возможны?
- Какие каналы сбыта у нас?
- Как мы можем улучшить логистику?
- Какие у нас статьи расходов?
- Как мы можем оптимизировать расходы?
- И так далее.
В результате заполнения таблицы вы получите 64 разновекторные идеи или способа решения проблемы.
Плюсы и минусы
Метод позволяет взглянуть на проблему либо задачу с разных сторон, найти влияющие на нее факторы, выявить способы их влияния. Список 100
Придумать 100 идей для решения заранее обозначенной проблемы. Это один из оптимальных методов для индивидуальной работы, однако есть очень интересные подходы для коллективной реализации.
Этапы
Основное правило — написать 100 идей за один подход. Обычно это занимает от 1 (команда из 5 человек) до 4 часов (работа в одиночку).
Условно время работы можно разделить на три этапа:
- Первые 30 пунктов — все, что лежит на поверхности.
- 31–70 — развитие первых 30 идей. Самый сложный этап, потому что вы пока не готовы отказаться от понятных вам первых 30 идей, но перейти на новый уровень креативности пока не можете.
- 71–100 — чаще всего здесь кроются самые потрясающие и необычные решения. Хотя и абсурдных тут тоже немало.
В случае командной работы возможны следующие варианты исполнения:
- Все участники по кругу озвучивают свои идеи вслух. Модератор их фиксирует. Это, в общем-то, классический мозговой штурм.
- Каждый записывает идею на стикере и передает его следующему участнику, который на основе идеи предыдущего участника записывает свою идею на новом стикере. Она может развивать предложенную или быть ее альтернативой. Цикл повторяется до получения 100 идей. Все стикеры фиксируются на доске.
- Есть также вариант без стикеров. В этом случае каждый последующий участник устно развивает идею предыдущего спикера, начиная со слов «Да, и ещё...». Все идеи также фиксируются. Морфологический анализ
Суть метода — в выявлении в проектируемом объекте (продукте или процессе) нескольких значимых морфологических признаков или параметров (это могут быть элементы конструкции или функции) и составление всех возможных сочетаний этих признаков с последующим выбором наилучших комбинаций. Если проще, то вам нужно разложить объект на компоненты, выбрать из них самые важные, изменить их и собрать объект заново. Метод Уолта Диснея и Марка Цукерберга
Техника похожа на метод шести шляп, только участникам предстоит примерить всего три роли:
- Мечтатель — предлагает решения, не ограничивая себя ни в чем.
- Реалист — обсуждает идеи с учетом реалистичности их реализации.
- Критик — ищет слабые места в предложениях реалиста.
Это один из немногих методов, где критика — обязательный элемент сессии генерации идей.
Еще одна вариация ролевого брейнсторма — поставить себя на место Стива Джобса, Илона Маска, Таити Оно или Эдвардса Деминга, предлагая идеи от их лица. В этом случае в начале сессии каждый участник выбирает себе роль, предлагая в дальнейшем идеи от имени своего альтер эго.
Плюсы и минусы
Максимально раскрывает креативность команды, позволяет взглянуть на проблему или задачу с неожиданных сторон. Если в команде есть скромные и неуверенные люди, метод может не сработать.
Плюсы и минусы
Один из самых простых в реализации методов. Идеален для работы в одиночку. На заметку
Этап генерации идей важен. Он позволяет найти массу потрясающих решений, выбрать лучшее из которых непросто. На помощь приходят методы приоритизации идей, о которых мы расскажем в следующей публикации.