В период Великой Смуты в Московском царстве в начале 17 века Алтыульская Орда, пользуясь слабостью Ногайской Орды (потеряла покровительство сюзерена в лице московитов) вышла из подчинения ногайцев.
Предистория Алтыульской Орды здесь.
Более того! Так как Ногайская Орда поддержала сторонника Лжедмитрия Первого в лице атамана И.Заруцкого, алтыульцы наоборот остались верны официальной власти.
Вышеуказанное породило у астраханских воевод планы по привлечению кочевников из-за Яика «под государеву высокую руку» с раздачей им жалованья и приведением к шерти (договору о сюзеренитете).
И добились своего! В сентябре 1622 года владетель Алтыульского улуса Султанай Шихмамаев перевел свои улусы под Астрахань, где в ноябре шертовал государю, а в сентябре 1625 года был торжественно провозглашен тайбугой Ногайской Орды (то есть владетелем восточных улусов Большой Орды) - В.Трепавлов "АЛТЫУЛЫ: ОСТАТКИ НОГАЙСКОЙ ОРДЫ В КАЗАХСКИХ СТЕПЯХ" https://cyberleninka.ru/article/n/altyuly-ostatki-nogayskoy-ordy-v-kazahskih-stepyah
Так большая часть коренных ногайских родов Алтыульской Орды ушла в российское подданство. Остались только местные пацаны, которые затем вошли в Младший жуз казахов под руководством брата Султаная - Шейх-Мухамеда. Он не захотел идти под русское подданство и в конце-концов
оказался прав.
Шейх-Мухаммед вошел в союз с хивинским ханом и обязался ловить русских полонянников, которые бежали из русского плена.
В 1627 году астраханский воевода Ю.Буйносов за несанкционированные контакты со степными улусами посадил Султаная под замок. Гордого тайбугу и под замок? Хотя Султаная и выпустили через три месяца, но он затаил в душе обиду.
В том же году Султанай сбежал в Алтыульскую Орду. За ним в погоню бросились 200 стрельцов и ногайцы Большой Орды. Им противостояли 300 "невеликих улусных людей" (из них всего 30 пищальников; то есть со стрелковым оружием), которые были рассеяны ружейным огнем. Султанай сбежал!
После этого владетель Алтыульского улуса Шейх-Мухаммад стал вести переговоры о шерти с уфимским воеводой (астраханского он категорически не признавал, мстя за поражение).
Именно с русской администрацией Уфы была достигнута договоренность о взаимном обеспечении безопасности для русских, ногайP ских и среднеазиатских купцов. Мирза заявлял, что, «хотя... кочюет он и далеко, толко... он... великого государя холоп, а опроче... ему бы детца негде» и он готов идти на любую государеву службу и даже платить ясак — «со всякие избы по лисице, а изб у них всех с тысечю». - В.Трепавлов "АЛТЫУЛЫ: ОСТАТКИ НОГАЙСКОЙ ОРДЫ В КАЗАХСКИХ СТЕПЯХ" https://cyberleninka.ru/article/n/altyuly-ostatki-nogayskoy-ordy-v-kazahskih-stepyah
Но все дело испортил конфликт с боярским сыном Я,Бухаровым, которого в ноябре 1627 года послал в степь уязвленный астраханский воевода, чтобы он принудил алтыульцев прикочевать к Астрахани.на беду боярского сына в Алтынуле были калмыкские послы, обсуждавшие совместный поход на Большую Орду. Грех было не воспользоваться таким случаем и алтыульцы пытали боярского сына, чтобы узнать планы русских по возможному нападению на улус.
Только через некоторое время его выкупил приехавший жениться из-под Астрахани ногаец-канглы; он заплатил за Бухарова «10 коней ногаиских да саблю оправлену сеP ребром рублев в дватцать», десять кафтанов, панцирь, «шапку миP сюрскую» и сто аршин бязи (наверное, отдал весь калым). В феврале 1628 года Бухаров приехал в Астрахань - В.Трепавлов "АЛТЫУЛЫ: ОСТАТКИ НОГАЙСКОЙ ОРДЫ В КАЗАХСКИХ СТЕПЯХ" https://cyberleninka.ru/article/n/altyuly-ostatki-nogayskoy-ordy-v-kazahskih-stepyah
После такого владетели Алтыульской Орды, понимая что русские им боярского сын не простят решились на союз с калмыками. В 1628-1630 годах алтыульцы совершили несколько совместных походов с калмыками на Большую Ногайскую Орду, что вынудило ту переселиться за Волгу.
Калмыки стали переселяться в междуречье Волги и Яика (Урала), забирая с собой ногайские роды Алтыула. На их пастбища в междуречье Эмбы и Яика стали переселяться казахи.
Какая-то часть ногайцев сохранилась и на Эмбе. В 1651 году в раздаче жалованья Посольским приказом упоминается некий алтыульский большой мурза. Ногайцев, кочевавших вместе с калмыками на Эмбе называли "Джембойлукцы" (то есть эмбинские). О них сохранилось упоминание в поэме "Джембойлук" ногайского поэта 17 века Казы Тугана Суюнч-улы:
«Эти, называемые джембойлуками, Предают отцов до шестого поколения. Когда на страну нагрянуло бедствие, Когда мои героические ногайцы, Истекая кровью, Сражаются и гибнут, Мои джембойлукские сородичи, Словно холощеные верблюды, Отвернувшись от всех, отлеживаются»
Как видно отношение резко негативное!
Такое отношение не позволило джембойлукцам слиться с остальными ногайцами и они большей частью вошли в состав казахов Младшего жуза, где они представлены отдельными родами.
Таким образом, в 1650-1660-х годах закончилось ногайское владычество в Западном Казахстане. Их место заняли казахи, которые смогли организовать сопротивление калмыкам, все более входившим в силу в Поволжье. С концу 17 века Великая Степь от Яика до Эмбы политически вошла в состав образовавшегося Младшего жуза казахов (Алшыны).
Исходя из этого расклада, можно снять с казахов обвинения в том, что они способствовали разгрому калмыками ногайцев. Казахи не принимали участия в ногайских междоусобицах (что делает им честь) и не виноваты, что сами ногаи громили друг друга - одни при помощи московитов, другие при помощи калмыков.