Еще один отличный мини-сериал от ВВС. Всего четыре часовых серии, и идеально поставленная законченная история.
В том, что сюжет будет закручен и качество постановки будет на уровне, любого убедит имя его режиссера - это Кики Гидройч. Та самая, которая сняла "Грозовой перевал" с Томом Харди, сериалы "Час", "Оливер Твист", несколько эпизодов "Страшных сказок", и , конечно, именно она положила начало тому самому, ставшему культовым, "Шерлоку".
Слоганом сериала стала фраза одного из персонажей, Элейн (в исполнении Индиры Вармы): «When we shut the door and we're all alone, that's who we really are» - "Только когда мы остаемся одни, закрыв за собой дверь, мы становимся теми, кто мы есть на самом деле"
Для разнообразия действие происходит не в укромном уголке Британии, где все жители знают друг друга как облупленных, а в довольно крупном городе, Ливерпуле. Где, как выясняется, всем друг на друга глубоко плевать, даже на ближайших соседей. Даже если в доме не пятьсот квартир, а всего пять.
В небольшой особняк в готическом стиле, переделанный под многоквартирный дом въезжает беременная девушка, Видия, со своим бойфрендом Майклом. Радостные хлопоты переезда омрачаются пятном от протечки на потолке. Выше находится только одна квартира, в которой никто не открывает. Обойдя соседей в трех остальных, девушка узнает, что квартира на верхнем этаже пустует уже несколько лет, а ключи от нее есть только у другого соседа, только что ушедшего на работу до самого вечера.
Парень Видии, Майкл вскрывает дверь свободной квартиры. Там действительно никого нет, но девушке кажется очень странным то, что она увидела: такое ощущение, что живший там человек не съехал оттуда навсегда, а только что вышел, буквально на минуту. Продолжая осмотр нового места жительства, беременная девушка забирается на чердак дома, и там находит мумифицированное женское тело.
На вызов прибывает полиция. Для детектива Лена Харпера - это буквально последний вызов, с завтрашнего дня он с почестями выходит на пенсию по выслуге лет.
Опрос соседей дает не много - жившую на верхнем этаже девушку почти никто не знал, ее исчезновением никто не обеспокоился, все до единого якобы просто решили, что она съехала.
Так что же за люди живут в этом доме?
Первый этаж, квартира №1. Учитель математики, Джо Сэлерс (Дэвид Бамбер), занимающий не только квартиру, но и небольшой прилегающий к дому садик, и являющийся хранителем ключей остальных квартир дома. А еще в его квартире живет какая-то девушка, о существовании которой даже не догадываются остальные жильцы. Плюс, от чего-то Майкл, новосел, имеет к нему старые счеты, еще с тех времен, когда сам был его учеником.
Этаж второй. Квартира № 2. Журналист Кириан Мосс (Стивен Макинтош). Разведенный бывший алкоголик. Несколько дней в неделю с ним живет его сын-студент. Юноша странный и недружелюбный. Когда отца нет дома - приводит в его квартиру свою подружку. Случайно встретившись с любовницей отца, его коллегой-журналисткой, Патрицией, с которой Кириан планирует съехаться, начинает домогаться ее, чем всерьез пугает. До такой степени, что взрослая женщина старается не пересекаться с предполагаемым пасынком, вплоть до "пересидеть" у соседей, пока не вернется его отец.
В квартире №3 уже давно живет лесбийская пара - Элейн (Индира Варма) и Пегги (Виктория Гамильтон). На первый взгляд, давно сложившийся союз двух зрелых женщин: мягкая, творческая личность Пегги и более жесткая, циничная, деловая Элейн. Но почему-то несколько дней никто не может застать Пегги дома, как будто она избегает не только вопросов полицейских, но и свою партнершу.
В квартире №5, на самом верху, жила Мелисса Янг (Джессика Ганнинг). Именно ее тело было найдено на чердаке. Милая, скромная, пухленькая девушка. Она приехала ухаживать за больной матерью, и не планировала задерживаться надолго. Но, когда матери не стало, она все-таки осталась в этой квартире.
Почему же никто не искал ее? Неужели у нее не было ни работы, ни других родственников, кроме матери, ни друзей? Ну хоть кого-нибудь, кого бы обеспокоило ее внезапное исчезновение? Как ее тело в таком компактном доме никто не обнаружил за целых два года?
Именно эти вопросы не дают покоя новенькой соседке Видии из квартиры №4. А так же, уже бывшему детективу Лену.
Лен после выхода в отставку оказался в непривычном и пугающем одиночестве. Его жена умерла, детей у них не было. У Лена остается только бывший напарник, медленно угасающий в госпитале. К нему он заходит поговорить каждый вечер, и но напарник уже давно не может ему ответить.
В первые дни на пенсии, Лен попытался наладить приятельство со своими соседями, которые даже не знали его в лицо, потому что все предыдущие годы он пропадал на работе. Но как-то тоже не сложилось.
Так что Лен пытается уцепиться за это последнее дело, дело Мелиссы Янг, хотя ее тело настолько мумифицировано, что понять, была ее смерть насильственной или в результате несчастного случая - невозможно. Теперь уже бывшие коллеги полицейского в отставке, пользуясь тем, что причина смерти не явно криминальная, пытаются дело закрыть.
А Лен и Видия, одинаково проникнувшись судьбой Мелиссы и ее загадочной смертью, вместе начинают восстанавливать историю ее жизни и выяснять, что же ее погубило.
События развиваются размеренно и без спешки, но зевать со скуки не придется. С каждым эпизодом раскрываются новые подробности из жизни благопорядочных жильцов этого дома, и то, как на самом деле тесно переплетаются их истории.
Сначала это больше смесь полицейского процедурала с обычной драмой, а под самый конец будет выдан и настоящий и хоррор.
В целом сериал получился по-британски атмосферным, с легким привкусом европейского арт-хауса. Но тем не менее, искренним и душевным, с налетом, такой, осенней печали.
Есть у сериала не морализаторство, но обращенный к зрителю призыв немножко подумать и кое-что пересмотреть. Даже если фильм вы смотрели только ради развлечения и лихо закрученной интриги, подумать о том, как вы ладите с посторонними, в общем-то, людьми, которые живут с вами рядом; как вы воспринимаете их, и как они вас - волей-неволей придется.
И еще - а вы вообще знакомы со своими соседями, хотя бы по этажу?