Примерно так, как на этой картине выглядят половина жителей России на карантине! Я в том числе :) Ладно, пошутили и хватит, а теперь серьезно о картине. Она действительно заслуживает того, чтоб дочитать эту статью до конца и узнать обо всем.
Крик Мунка это своего рода символ экспрессионизма. Если говорить современным языком-это анонс искусства 20 века, которое ставило во главу угла не эстетику изображения, а личность художника, который был вправе изображать то, что чувствует. А позже ее назвали предвестником экологического и политического ужаса, котороые ждали человечество, но лично я считаю что это притянуто за уши.
Мунк написал 8 картин в этой серии, мы посмотрим на эволюцию.
По моему скромному мнению художников можно разделить на 2 группы: первые являли этому миру солнечные и радостные картинки мира типа Гогена и Матисса, а вторые стремились выразить в своем творчестве отчаяние, одиночество и безнадёжность.
И те, и другие были правы. Жизнь противоричива. Правда была на стороне тех, кто делал это искренне, страстно, всецело отдаваясь своему делу.
Работы первой группы выглядят как плоды счастливого вдохновения, второй же-вылитая на холст боль, как акт самоуничтожения. Кстати это не всегда так, ни в первом, ни во втором случае.
Мунк верил, что призвание художника воплощать в искусстве правду, которая ему открылась. Да, и даже если она далека от гармонии и вызывает больше тревогу и страх, нежели умиротворенное любование-художник обязан говорить правду и только правду.
Итак, о самой картине!
То, что мы видим на картине довольно просто различимо для нас: причал, вода,кроваво-красный закат и 3 фигуры. Да-да, фигуры три. Вы это когда нибудь замечали? Я, надо признаться, заметила это далеко не с первого раза.
Но что же все таки побудило художника написать такую работу? Действительно ли он искренне стардал?
Мунк описывал свое вдохновение довольно просто: шел с друзьями, солнце садилось и небо стало кроваво-красным, друзья пошли дальше, а он остановился пораженный зрелищем, как будто кровь и пламя разлились по небу и вдруг он ощутил парализующий и пронзающий все вокруг крик природы.
Как думаете, на психически здорового человека это зрелище могло произвести такое впечатление? Я закончила психфак, поэтому отвечать на этот вопрос не буду.
А если я скажу, что неподалеку от этого места располагалась самая большая скотобойня? Теперь могло? А еще рядом находилась психиатрическая больница, в которой лечилась сестра художника. И очевидцы говорят, что стоны забиваемых животных смешивались с воплем душевнобольных.
Как теперь думаете? Знание этих двух фактов явно накаляет обстановку. Тут и здоровому станет несколько не по себе.
А что это за жутковатое, бесполое существо кричит нам с картины? Это сам художник или олицетворение природы, которая кричит? Изначально картина называлась "Крик природы".
Однозначно исследователи выяснили только одно-в качестве прообраза этой фигуры Мунк использовал фигуру перуанской мумии, которую видел на выставке в Париже (она была скручена в позе эмбриона с открытым ртом и прижатыми к щекам руками).
Хотя на первой версии картины художник явно изображал себя. И называлась она Отчаяние.
Мунк решает, что эта картина недостаточно трагична и эмоциональна и через год изображает тот же сюжет, но в уже более знакомой нам форме. Сначала в пастели, потом маслом.
Крик, пастель, 1893 год
Здесь уже на доведенном до примитивизма лице мы видим тот самый ужас, граничащий с безумием. Складывается ощущение, что именно вот этот вопль причина этой страшной трансформации. Как будто от этого звука все вокруг плавится. Кадры из фильма ужасов, в самом деле!
А теперь представьте, что до этого вы видели только Рафаэля, Вермеера и Рембранта. Публика была в ужасе. Не удивительно, что Мунка признали сумасшедшим.
На этом Мунк не останавливается и в 1894 году создает картину "Тревога". Пейзаж нам уже сильно знаком, но на мосту появляется целая группа персонажей. Тем самым пытаясь донести мысль, что эти жуткие эмоции присущи каждому.
Достоверную информацию о том, почему Мунк вернулся к более человеческому изображению в 1984 году я не нашла, возможно он пытался передать более спокойную внешне, но более гнетущую внутри эмоцию.
Крик не дает покоя художнику и в 1895 году он снова возвращается к нему, создав еще 2 работы: литографию и пастель.
И казалось бы, тема изчерпана, но маниакальная привязанность к образу, и видимо к тем эмоциям, которые он тогда испытал не проходит.
Почти через 15 лет он снова возвращается к Крику. Возможно таким образом он вспоминал о сестре, которая умерла в той психиатрической клинике, возможно Крик питал каким-то образом его творчество, точно сказать не могут даже биографы. Но факт остается фактом и в 1910 году рождается последний Крик.
Мы видим измененные тона, немного другая композиция и уход в галлюциногенный зеленый(лицо особенно).
Думаю, что у многих из Вас остались вопросы почему же все таки эту примитивную картину-как эмоционально (условно, в ней отсылка к самым примитивным нашим эмоциям), так и технически причисляют к шедеврам живописи.
Вы удивитесь, но поэтому и причисляют. Потому что Мунк нашел такое выразительное средство для гипетрофированной передачи эмоции, которое до этого момента не находил ни один художник.
Да, для художников и любителей классической школы вызывало непонимание как может вызывать эмоцию картина, в которой детально не прорисованы ногти.
"Может"-говорит Мунк, тем самым забивая последний гвоздь в крышку гроба классической живописи.
А тайна, тайна в нас самих, в наших эмоциях. А то, как эта картина заставляет нас достать их из самых глубин-это не тайна, это талант.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца- надеюсь вам было интересно и познавательно.
А вообще на своем канале я много интересного пишу о искусстве, художниках и свои впечатления о выставках поэтому подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться).
Ставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях какие эмоции у вас вызывает эта картина? Можете ли вы вообще смотреть на нее в течении 3 минут? Я,например, нет. Очень неприятно становится, жутко. Фильмов ужасов я правда тоже боюсь, может это я просто такая впечатлительная.
А вы?