"Те, кто в пятнадцать лет убежал из дома,
Вряд ли поймут того, кто учился в спецшколе..." (Виктор Цой)
В 2020 исполняется 165 лет со дня рождения и 85 лет со дня смерти Дяди Гиляя - самого известного второгодника вологодской мужской гимназии. В первом классе сразу же на второй год и остался... А в 16 лет убежал из дома в поисках приключений и самореализации!
Гиляровского помнят не только в Москве и Вологде, но и в любимом им Ярославле, где он бывал многажды, по совершенно неожиданным поводам и в разных качествах, от юнкера, истопника, бурлака, работника "Бурлацкой смерти" (свинцово-белильного завода Сорокиных) и пожарного вплоть до кулачного масленичного бойца из команды "городских" трактирщика Ландрона!
Вообще, в ученической успеваемости Владимир Алексеевич Гиляровский был не одинок среди великих русских литераторов. Ещё один пример возьмём по соседству, в Ярославле. Ярославский гимназист и будущий великий русский поэт-демократ Николай Некрасов учился в ярославской гимназии имени Александра Первого Благословенного со своим старшим братом и с переменным успехом в 1832-1837 гг.! Надо сказать, что и поступил-то он в первый класс гимназии, по нашим современным меркам, не то чтобы рано - в 10 лет, за несколько месяцев до своего 11-летия.
Дважды задерживался в 5-м классе, а с 3-го захода по 5-му классу был "снят с дистанции" отцом. Почему так? Разные версии можно встретить у некрасоведов и историков. Сложный характер ребёнка, слабый уровень образования в те годы, конфликты с гимназическим начальством из-за эпиграмм и карикатур на оных... Да, классную дисциплину поддерживали тогда весьма сурово, ничего не скажешь. Не смотрели, что дети дворянского сословия! У самого поэта есть такие строки: «...Придёшь, бывало , в класс И знаешь: сечь начнут сейчас!». Секли розгами, ставили на горох, сажали на нитку...
Кроме того, обучение было платным и весьма дорого обходилось отцам семейств. Но подлинную причину своих гимназических провалов поэт раскрыл сам. Вот в чём суть.
Всё дело в ... бильярде!!! Ведь именно из-за каких-то несчастных двух бильярдных столов в старом "Цареградском" трактире (он и был до середины XIX века на месте сохранившегося до наших дней отеля) мы получили великого русского поэта Николая Некрасова, крупнейшего издателя середины XIX века и весьма удачливого игрока! С 1835 года по императорскому соизволению Николая Первого при трактирах даже в провинции дозволялось иметь не более двух бильярдных столов. Гимназия имени Александра I Благословенного была прямо-таки в двух шагах. Как раз с 1835 года и началось его "великое" второгодничество, завершившееся досрочным прощанием с гимназией на фоне маячившей перспективы остаться в пятом классе на третий год... Это не выдумки, об этом сам поэт сообщает в одном из писем к своему бывшему однокласснику Б.И. Ордынскому в 1849 году: "... Весьма вероятно, что обучались мы в Ярославской гимназии вместе. Впрочем, я, собственно, более предпочитал проводить классное время в попутном Цареградском трактире в игре на биллиарде; поэтому и не помню моих товарищей тогдашних..."! Любопытная деталь! Маркером (или маркёром - прислужником и счетоводом в бильярдной игре) в том трактире работал крепостной крестьянин отца поэта А.С. Некрасова, и они бегали туда с братом «и практиковались в игре на биллиарде» (со слов самого поэта, записанных А.Я. Панаевой).
На 16-м году жизни неаттестованным недорослем Николай Некрасов отправился по наставлению отца в северную столицу для поступления в кадетский корпус. Отца он ослушался. Встретившись с бывшими одноклассниками, студентами на момент встречи, он воспылал желанием учиться в университете. Сумел стать только вольнослушателем. Отец разгневался и отказал сыну-ослушнику в поддержке. Началась взрослая жизнь в столице без рубля в кармане: ночевки в ночлежках, бесплатные "обеды" за чтением газет в ресторациях (корки хлеба стояли на столах) etc. Как показало будущее, годы лишений закалили поэта и талант-таки его не был закопан в землю мирской суеты и безденежья. Мотивация к развитию таланта была запредельной, согласитесь!
Продолжаем разговор. Доводилось мне бывать и в вероятной южной столице России петровских времён, старшем брате Петербурга (1698 год основания против 1703 года) - в славном городе Таганрог. Самый известный уроженец азовского портового центра - Антон Павлович Чехов. В городе создан огромный литературно-исторический мемориал, включающий и дом рождения писателя, и чайную лавочку, и, конечно же, гимназию!
Возвращаемся к теме разговора. Гимназические табели А.П. Чехова в Таганроге не менее "примечательны", чем у выше помянутых героев. Он, как и Николай Некрасов, был "дважды второгодником" или "второгодником в квадрате"!
Ну а будущий писатель и певец природы М.М. Пришвин повторил "подвиг Гиляровского" и в 1-м классе остался на второй год Елецкой мужской гимназии. Гимназического курса так и не завершив ...
В той же елецкой гимназии пытался обучаться и первый русский лауреат Нобелевской премии в области литературы Иван Алексеевич Бунин (к слову сказать, всего их было 5). Поступил он в 1-й класс в возрасте 11 лет (почти как Николай Некрасов в Ярославле). Учился очень сложно и вовсе на 3-х классах елецкой гимназии своё образование в общепринятом смысле слова приостановил...
Так, может быть, прав был Гераклит Эфесский, заявивиший ещё 2500 лет назад, что "многознание уму не научает"?! И Альберт Эйнштейн, утверждавший, что "воображение гораздо важнее знаний"?! А ещё, вне всяких сомнений, пассионарность, горение своими идеями и своим делом, умение ставить цель и решать задачи любой сложности при её достижении, найти себя и быть полезным обществу, не бояться быть непонятым большинством, смотреть в будущее и формировать его, быть творцом новых граней мира и не только его "одномерным потребителем", править свой путь и не просто плыть по течению... Наконец, убежать в 15-16 лет из дома для реализации своей мечты, как это сделали сегодняшние герои Гиляровский и Некрасов!
Учат ли всем этим важным премудростям в наших школах и университетах?
И не служит ли проблема "лишних знаний", "избыточных знаний" тормозом к развитию подлинных талантов личности в современном мире?! Не погребается ли зерно таланта под спудом обширного учебного многознания и ложных ценностей мира бесконечного потребления?!
Нет ответа... По крайней мере, однозначного и исчерпывающего!
В известном смысле, на мой взгляд, как раз эти вопросы пытается поставить и раскрыть Юрий Дудь в своём последнем фильме о Кремниевой долине... А Вы как думаете?