В материале возможны фатальные спойлеры и, несовпадающее с Вашим, мнение автора обзора.
Вообще, если внимательно приглядеться - серия игр Mass effect, чуть ли не революция среди RPG. И, пока на меня не полились помои ("игра про гомосеков в космосе", "отыгрыша нет!", "мыльное кинцо" и "все ролёвки в полном тридэ - это кал" - и прочая и прочая), скажу - революции всегда неоднозначны. Да и без косяков не обходятся, чего уж там. Но порулить одним и тем же героем, в течение трёх игр, с переносом сохранений - что-то сложно припомнить вменяемые аналоги на то же время.
Шепарда только-только выпустили из под стражи - замять дело с уничтожением цельного ретранслятора и выпиливанием почти целой расы подчистую, это нужны титанические усилия бюрократии. Впрочем, причина тоже нетривиальна - Жнецы. То есть, да, они не то что где-то там, а уже в Солнечной системе, и активно отоваривают силы сопротивления. Капитана отправляют договариваться с Советом Цитадели, но те тоже не шибко горят энтузиазмом помогать людям - в огне уже находится система Турианцев, а именно они считаются ударной силой в Галактике. В итоге, бедняге Шепарду приходится уговаривать на помощь всех кого ни попадя, то и дело натыкаясь на вековой давности скелеты в шкафу. Угля поддает и организация Цербер, из второй части, которые решили что летающими гига-вшами можно как-то управлять. Что характерно - гига-вши на это имеют совсем противоположное мнение.
Своевременно с игрой ознакомиться у меня не вышло, так что впервые прошёл сюжетку я аж в 2017-м. Так что с впечатлениями? О, их немало - игра стала менее линейной и предсказуемой. Если в первой и второй частях сюжет выдавался строго порционно - а всё остальное время мы спокойно занимались своими делами - то здесь на центральное задание можно попасть даже начав вполне безобидный рядовой диалог. Поверьте - это тот ещё удар по манчкинству - можно пропустить кучу улучшений и всего прочего, попросту заговорив не с тем персонажем. Хотя вот режиссура стала ещё более продуманной - порой ловишь себя на мысли, что неплохо бы ещё чего-то узнать в диалоге с тем или иным спутником. Да и от бестолковости космических сражений стали чуток отходить, что явно радует.
Что не радует - так это перекос в сторону шутеров, причем не самых лучших. Враги нападают волнами, и очень любят отсиживаться за укрытиями - в виду всё той же неудачной системы прицеливания, и вообще странных решений с оружием - бои порой серьёзно затягиваются. В системе улучшений оружия тоже не очень хочется копаться, так как в основном ничего радикально изменить мы не можем. Вообще, серия подхватила классическое заболевание - перегруженность интерфейса, и занижение темпа в тех местах, где в этом нет необходимости. "Нормандия" стала ещё больше, но при этом активных участников команды по-сути совсем немного (особенно по сравнению с табором из второй части), а уж неспешные прогулки по Цитадели - так те вовсе напоминают ощущение от "сверхскоростных" лифтов из первой части. Это я ещё молчу про DLC, которые по большей части вообще сбивают ритм повествования - вы просто валандаетесь туда-сюда, как проклятый... а где-то там гигантские космические мандавошки к хренам разносят очередную планету с бедолагами, которые вообще не при делах.
Кстати, что забавно, исследование галактики превратилось в эпичный фарс - вы сканируете очередную систему, на вас обращают внимание Жнецы - и если свалить из системы не успели - вас ловят и... не знаю, чего они там делают. Но стоит вам умереть, после выбора "продолжить" - в системе вновь всё спокойно - оставалось только вспомнить ключевые точки для исследования. Впрочем, странности с этими самыми Жнецами распространяются на всю игру: если помните, в предыдущих частях завалить получается только Властелина, и то по причине странного сбоя после смерти Сарена. А здесь... ну ладно, историю с молотильщиком можно принять как вариант... но сражение со жнецом на Раннохе, где Шепард, аки горный козёл прыгает от луча, сжигающего всё к чертям собачьим - и одновременно пытается навести прицел, чтобы с орбиты задорно так шандарахнули всем флотом - чего? Впрочем, даже это не проблема по сравнению с концовками...
Тут, даже после эпичной волны срача, и вышедшего впоследствии "расширения" - на полную катушку работает теорема Эскобара. Только херни не две, а целых четыре, и они несколько вгоняют в ступор. Нет, понятно что разработчики хотели сделать финт ушами, и логически обрубить все завязки, пока самим не припрёт продолжить историю Шепарда. А то все знают, чем обычно грозит открытый финал - фанфики начнут писать, расширенную вселенную городить, и прочее "говно ваш МассЭффект, вы ничего не понимаете в Массэффектах, в отличие от фанбоев". Но вообще-то, так сливать историю под самый конец... обидно.
Из-за неоднозначности финала, рваного темпа повествования, кое-каких логических несостыковок и прочих раздражающих мелочей, вроде обязательного для сюжета мультиплеера - я бы поставил третьей части примерно 7 из 10. Впрочем, впереди нас ждала Mass Effect. Andromeda, которая нехило так наковыряла могилку для Bioware. Ну а чтобы сильно не унывать - вот вам ссылка на прохождение игры на моём ютуб-канале.
Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.