Какими бы страшными и разрушающими не были военные годы, наши смелые, стойкие, но ранимые и нежные женщины не желали терять ощущения красоты. И я их очень понимаю. Поэтому мода и украшения хотя и отошли, казалось, на второй план, но не исчезли из жизни советских девушек, мам, бабушек даже в суровое время Великой Отечественной.
Напротив, женщины всеми силами стремились подчеркнуть свое очарование, не забывая, что и в разрухе они остаются прекрасными половинками для своих мужчин-защитников. Давайте же окунемся в атмосферу фронтовых лет.
Так, в Москве и Ленинграде стали появляться объявления о режимах работы магазинов по продаже тканей и аксессуаров. Модницы старались сохранить крупицы драгоценностей, которые перешли им в наследство от прабабушек.
Но в самые голодные годы эти украшения спасли жизнь многим семьям. Золотые серьги с бриллиантами или жемчужное ожерелье удавалось выменять на заветную банку тушенки, буханку хлеба или куски сахара.
Когда долгожданная победа была уже не за горами, у советских дам остались немногие крохи из их любимых шкатулок. В основном, это была недорогая бижутерия. Но как же радовались студентки, молодые жены, их матушки, оставшиеся вдовами, что в конце 1940-х годов у них появилась возможность приколоть к ситцевому платью кокетливую брошь со стеклянными каменьями.
А в редких случаях, даже с бирюзой! Достать из закромов чудом сохранившиеся золотые бусы или скромное серебряное колечко. А уж жемчужные сеты из миниатюрных сережек и одной нити перлов считались невиданной роскошью. Скорее, носили имитацию жемчуга, которая была модной и в первые мирные годы.
Редким сокровищем считались бусы из настоящего медово-солнечного янтаря. Но товарищи женщины не унывали, ведь имитация янтарных бусин из бакелита или люцита выглядела, порой, как природная застывшая смола с фантазийными вкраплениями.
Особо ценились ожерелья из чарующе-зеленого натурального малахита, которые редко у кого оставались. Чаще их обменивали на жизненно необходимые вещи и скудные съестные припасы.
Скупка золота, антиквариата и драгоценностей быстро превратилась для многих ушлых «бизнесменов» того времени в выгодное дело. Так, в блокадном Ленинграде те, кого презрительно именовали спекулянтами и торгашами, уже в 1941-м году забили свои кладовые всевозможными продуктами, которые могли иметь большой спрос.
Даже сотрудников БХСС и прочих милиционеров просто поражало то, до чего доходили некоторые личности. В результате обысков они находили такие запасы, что можно было открывать несколько оптовых складов.
Владельцы награбленного требовали с простых людей за предлагаемый товар драгоценности, особенно, бриллианты, антикварные ценности, золотые изделия.
Но для чего спекулянтам понадобилось все содержимое шкатулок ленинградских обеспеченных барышень и коллекции местных антикваров? Этот стратегический резерв они делали на случай, если фашисты захватят Советский Союз и установят свои порядки.
Так, некий спекулянт Далевский договорился со своими коллегами по цеху, владельцами таких же продуктовых лавочек. Вместе они организовали «базу» черного рынка, где торговали продуктами за огромные ценности.
Его небольшое жилище в коммуналке стало складом, битком набитым дорогим фарфором и хрусталем, драгоценными камнями, золотом и военными орденами.
Конечно, таких ушлых богачей, которые нажили свое состояние в годы войны, к счастью, было немного. Ну а простому народу оставалось лишь радоваться тому, что остались живы.
Даже простые бусы были доступны далеко не всем советским красавицам. Что уж говорить о драгоценных заколках или шляпках. Выход находили, занимаясь рукоделием, и сами мастерили из ткани броши, заколки, ободки в виде элегантных цветов с серединками-пуговицами или бисерными вставками. Настоящая мода военного времени пришла в СССР из Европы уже в 1950-х годах, когда страна-победительница постепенно начала выбираться из руин.