Условия самоизоляции подразумевают редкое использование автомобиля. И при очередной запланированной поездке в супермаркет, предательски защелкало втягивающее реле стартера.
Можно конечно прикурить от соседа, но учитывая текущие условия эксплуатации аккумулятор не будет заряжаться как положено и история может повториться, поэтому лучше зарядить аккумулятор до максимума.
Общие правила и рекомендации
Важно! Зарядку аккумулятора производить в хорошо проветриваемом нежилом помещении в дали от источников огня и образования искр. Во время заряда выделяются взрывоопасные газы.
Если имеются окислы или аккумулятор закипал во время эксплуатации его нужно очистить перед зарядкой. Окислы убираются щеткой с помощью раствора пищевой соды (1 столовая ложка соды на стакан кипятка). Кислоту также можно смыть содовым или мыльным раствором.
Осмотрите корпус на наличие повреждений. Аккумулятор с повреждённым корпусом (трещины) заряжать нельзя.
Не заряжать замерзшие или разогретые свыше 45 °C аккумуляторы.
Использовать подходящее к аккумулятору зарядное устройство.
Провода зарядного устройства должны быть без повреждений.
У обслуживаемых аккумуляторов во время зарядки обязательно открыть пробки. В обслуживаемом аккумуляторе имеется доступ к каждой секции через пробки. В необслуживаемом верхняя крышка запаяна или приклеена и доступа к секциям нет. В этом их различия.
И помните, что даже при зарядке исправной батареи (обслуживаемой) будут появляться мелкие брызги кислоты, которые могут испортить вещи находящиеся поблизости. Для уменьшения эффекта можно выкрученные пробки оставить в отверстиях.
Если аккумулятор сильно нагревается или закипел (активно выделяются газы, жидкость бурлит, у обслуживаемых АКБ – разбрызгивается) – прекратите зарядку.
Положительный вывод аккумулятора (+) соединяется с положительным (красным) выводом зарядного устройства, а отрицательный (-) – с отрицательным (чёрным).
Сначала подсоединяется аккумулятор к зарядному устройству, затем зарядное устройство включается в сеть. Выключать в обратном порядке.
Не оставлять длительное время без присмотра заряжаемый аккумулятор.
У обслуживаемых аккумуляторов нужно контролировать уровень и плотность электролита!
Снятие аккумулятора
Выключите зажигание и другое электрооборудование из сети автомобиля.
Сначала снимаем и отводим в сторону минусовую клемму, затем плюсовую. Подключать в обратном порядке.
Будьте аккуратны — не замкните металлическим инструментом клеммы батареи между собой.
Аккумулятор можно заряжать не снимая с автомобиля. Для этого нужно скинуть плюсовую клемму, минусовую не трогаем. Положительный вывод зарядного устройства подключаем плюсу аккумулятора, а второй вывод подключаем к "массе" подальше от мест, где возможны выделения масла, паров бензина и электролита.
Определяем степень заряженности аккумулятора
Самый простой способ протестировать аккумулятор — измерить напряжение с помощью мультиметра.
Сфотографировал подключение проводов для разных измерительных устройств, нужный режим измерения обозначен красной стрелкой. Красный щуп на (+) аккумулятора, чёрный - на (-).
Измерения тоже выполнил каждым из них. У старенького DT-830B разброс был от 11,46 до 11,9 В.
Сравниваем измеренное напряжение с приведенными ниже значениями.
больше 12,6 В - 100%
12,4 В - 75%
12,1 В - 50%
11,9 В - 25%
меньше 11,9 В - 0%
Нормальными значениями не требующими зарядки являются 12,6 - 12,9 В.
Определяем ток заряда
Смотрим на маркировку аккумуляторной батареи.
Нас интересует вот эта строка: 12V 60Ah 540A
Расшифруем: 12 Вольтовая АКБ ёмкостью 60 Ампер-часов, ток холодной прокрутки 540 Ампер.
Ток заряда не должен превышать 1/10 от ёмкости АКБ. Получается оптимальный ток для моего аккумулятора равен 6А. Для более эффективной зарядки лучше понизить это значение.
Время зарядки
Производители аккумуляторов предлагают считать следующим образом: полный заряд это 12,7/12,8 В. Каждые 0,1 В недостающие до нужного нам значения это 1 час зарядки рекомендуемым током в 1/10 ёмкости.
Для моего аккумулятора: (12,7-11,7)/0,1 = 10 часов током 6А.
Заряжать будем током меньше рекомендуемого, следовательно, и время зарядки увеличится.
Точно рассчитать время зарядки невозможно из-за множества переменных факторов (степени износа АКБ, скорости приёма заряда и прочих).
Заряжаем АКБ
У меня простенькое зарядное устройство с двумя режимами тока заряда. Выставляю ток пониже - 4А. Выключать буду, когда значение зарядного тока будет в между 1 и 2 А (по инструкции 1,5-2,5 А). У обслуживаемых аккумуляторов степень заряда определяют измерением плотности электролита. У меня АКБ необслуживаемая.
Не поленитесь и загляните в руководство по эксплуатации вашего зарядного устройства.
Легкое шипение жидкости внутри аккумулятора во время зарядки это нормально.
Зарядное устройство на фотографии (ниже) находится рядом с аккумулятором для наглядности. Во время зарядки они располагались отдельно, как и положено.
Через 15 часов видим ток зарядки около 1А, пришло время выключать зарядное устройство.
Отключаем зарядное устройство и снимаем финальные показания мультиметра.
Я проводил измерение сразу после отключения зарядного устройства. Что не очень правильно. Измерения напряжения АКБ выполняются при отсутствии разрядных/зарядных токов в течении 4-5 часов. Через 4 часа мультиметр показал 12,90 В, что соответствует 100% заряду.
Всё, можно устанавливать АКБ на автомобиль. После установки и подключения аккумулятора смажьте клеммы густой смазкой для предотвращения коррозии. Например, "Литол-24".
Если что-то непонятно или недостаточно подробно расписано, задавайте вопросы в комментариях буду рад ответить или дополнить статью.
Всем удачи на дорогах!