Особым совершенством отличается икона Дионисия «Сошествие во ад» из иконостаса Рождественского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1502-1503, Русский музей, Санкт-Петербург). Её художественные особенности особенно ярко выявляются в том случае, если посмотреть икону в ряду других на тот же сюжет.
Согласно преданию, после распятия Христос спустился в ад, разбил адские двери и вывел из бездны Адама, Еву и праведников. На иконе «Сошествие во ад» изображено это событие, о котором рассказано в апокрифическом Евангелии Никодима. Как спустился в ад Спаситель и вывел из тьмы в Свет Адама, Еву и множество праведников, веками ожидавших его Пришествия. Вроде одно и то же изображают иконописцы, но как по-разному оно выглядит в иконах псковского, новгородского мастеров и Дионисия.
Все три иконы представляют единый иконографический тип: в мандорле — миндалевидном или круглом мистическом пространстве, заполненном ангельскими силами, — Христос протягивает правую руку одетому в зелёный хитон Адаму, левую — Еве в красном мафории. По сторонам от центральной группы — праведники, выше — символ воспарения духа — горки. В нижней части доски — чёрный провал ада с разбитыми дверьми.
Но разные иконописцы видят образ по-разному и при этом не нарушают правил канона. На псковской иконе конца XIV — начала XV века изображён самый напряжённый момент, когда Спаситель выводит Адама и Еву из адской бездны. На иконе Дионисия явлен миг обретения Вселенной гармонии, когда восстанавливается нарушенный грехопадением порядок и покой (Дионисий, XV век). В новгородской иконе представлено ликование по поводу уже свершившейся победы над смертью (Новгород, XIV — начало XV века, все три иконы — Русский музей).
Каждый иконописец выбирает ту фазу, которая отвечает его видению и вдохновению, а может быть, вкусам и пристрастиям заказчика, духу и настроению эпохи. И соответственно избранному моменту окрашивается образ тем или иным чувством. Ключом к пониманию того, какой именно миг изображён на каждой из названных икон, служит одна выразительная деталь — створки разбитых врат ада.
Посмотрите, в каком напряжённом усилии изображён Христос в псковской иконе. Он буквально выдёргивает Адама и Еву из ада. Его алый хитон с белыми пробелами подчёркивает силу и стремительность движения. Оно уравновешивается очертаниями симметрично расположенных групп праведников и горками.
Динамичность диагональной композиции усиливается контрастной гаммой пылающего красного, белого и чёрного цветов. В овальной тёмно-синей, почти чёрной, как небо в Космосе, мандорле стремительно летят навстречу нашему взору серафимы, изображённые бело-голубым, кажется, даже фосфоресцирующим цветом.
Момент свершения действия подчёркивается положением разлетевшихся и ещё не сложившихся крестом адских врат, распавшихся замков и ключей.
Иной момент события избирает другой мастер — новгородец. А соответственно — и иное художественное решение, иное настроение и звучание образа. Новгородское «Сошествие во ад» воспринимается как многоцветный фейерверк. Христос ещё держит за руки Адама и Еву, но они уже стоят с Ним рядом в позах благодарения. Их муки окончены, и праведники двумя ликующими группами окружили их, а адские врата сложились благодетельным крестом и остались далеко внизу.
На иконе Дионисия изображён тот момент, когда мир, некогда искажённый, утративший красоту и гармонию после грехопадения Адама, вернулся в то совершенное состояние, каким вышел из рук Творца. Не случайно по своей композиции икона напоминает план храма, перекрытого куполом, и делится на три регистра по горизонтали и на три — по вертикали. В каждом горизонтальном регистре господствует принцип троичности. В верхнем центральная группа — это три ангела Святой Троицы — или Вера, Надежда, Любовь в разноцветных хитонах. Этот центр с двух сторон фланкирован двумя группами иконных горок, символизирующих воспарение — возвышение духа.
Во втором регистре такую же троичную центральную группу образуют Христос с Адамом и Евой. А по сторонам — две большие группы праведников.
Наконец, в нижнем регистре — в провале ада — в центре архангелы, связывающие Сатану, а по углам — встающие из гробов на Страшный Суд мертвецы.
Мечутся в аду черти, каждый из которых воплощает грех или горесть человеческую — всё, что мучает душу: кривость (ложь), скорбь, смерть. Ангелы из мандорлы поражают чертей длинными копьями — добродетелями.
Икона Дионисия — само воплощение гармонии мира, и при взгляде на неё человека охватывает спокойствие, а сердце наполняется надеждой на ожидающий его Свет.
Нонна Яковлева