Найти в Дзене
Navygaming Channel

Легкий крейсер начала ХХ века - новый класс для новых задача (немецкий подход)

«Легкий крейсер» как класс кораблей появился в начале ХХ века сразу по ряду причин, большинство из которых были взаимосвязаны. Но сначала вспомним, какой была официальная, наиболее распространенная классификация боевых кораблей до появления этого типа крейсеров.

Немецкий броненосный крейсер "Фюрст Бисмарк"
Немецкий броненосный крейсер "Фюрст Бисмарк"

Итак, флоты большинства морских держав на рубеже ХIX - XX века состояли из кораблей основных четырех типов:

1. Броненосцы – тяжелые линейные корабли, основная ударная сила флота. Предназначались в первую очередь для артиллерийских дуэлей с другими кораблями. Имели противоснарядное бронирование, включавшее в себя как броневой пояс, так и бронирование палубы и башен, мощную артиллерию крупного калибра (как правило, 240-330-мм), водоизмещение более 10 000 тонн.

2. Броненосные крейсера – корабли в целом уступавшие броненосцам по вооружению и защите, но при этом превосходившие их по скорости хода и дальности плавания. Предназначались как для действий в составе эскадры, так и для рейдов на вражеских коммуникациях. Наиболее характерная черта – броневой пояс, пусть не всегда полный, но прикрывающий значительную часть борта. Водоизмещение варьировалось очень сильно. Один из самых маленьких представителей этого класса, японский броненосный Кр «Чиода» имел водоизмещение порядка 2 500 тонн, в то время как самые крупные были в четыре раза больше по водоизмещению.

3. Бронепалубные КР были еще менее защищенные, имели более слабую артиллерию, чем у предшественников, но сочетание высокой скорости хода и большой дальности плавания делало их просто идеально подходящими для своих задач – рейдерства во вражеских водах, нарушения торговли противника, борьбы с рейдерами противника и колониальной службой. Зачастую кораблей именно этого класса было больше всего во флотах морских держав конца XIX- начала ХХ века, особенно в этом плане отличалась Великобритания, которая долгое время пренебрегала броненосными КР и делала ставку на крупные бронепалубные. Со временем, конечно, положение исправилось, но именно этот класс кораблей был «рабочей лошадкой» любого флота. Конечно, от него не ожидали больших свершений при открытом столкновении с броненосцем, но разведка и крейсерская служба были целиком на нем. Надо отметить, что технологии постройки броненосных КР иногда отрабатывались именно при постройке бронепалубных. К примеру, в Германии первый броненосный КР «Фюрст Бисмарк» проектировался на основе опыта, полученного при серийном строительстве бронепалубных КР типа «Ганза» / «Виктория Луиза».

Бронепалубный крейсер "Хела" - один из предшественников "Дрездена"
Бронепалубный крейсер "Хела" - один из предшественников "Дрездена"

4. Миноносцы – самый молодой, если можно так выразиться, класс кораблей. Появление такого вооружения, как торпеды и мины, потребовало появления и подходящего носителя такого вооружения. Небольшие размеры, высокая скорость хода и вооружение, которое игнорировало защиту любого корабля того времени, а вдобавок к этому еще и небольшая стоимость производства – все это делало из миноносца опасного противника при определенных условиях. Для различных задач строились как просто миноноски, так и эскадренные миноносцы – разнообразие этого типа кораблей вполне сравнимо с количеством построенных кораблей. Достаточно заметить, что крупные морские державы строили их буквально по полусотне в год, а иногда и больше. Основными задачами этого класса кораблей были защита своего флота от вражеских "торпедных" кораблей, разведка и, собственно, атака вражеского флота торпедами.

Но большинство выкладок о применении этих классов кораблей были сугубо теоретическими до русско-японской войны. Именно тогда состоялось крупнейшее додредноутное сражение броненосных кораблей – Цусимское. Сокрушительный разгром русской эскадры, феноменальный успех торпедного вооружения (несмотря на невысокую статистику успешных атак и попаданий), новые тактики – все это кардинально изменило представление о морском бое. На эти выводы также оказал влияние и научно-технический прогресс, который позволил совершить прорыв в характеристиках кораблей.

Малый крейсер "Дрезден" - немецкий легкий крейсер
Малый крейсер "Дрезден" - немецкий легкий крейсер

Но вернемся к причинам появления класса легких КР. Первая причина это то, что уже существовавшие на тот момент классы кораблей в некотором роде показали свою неэффективность. Основными «рабочими лошадками» флота на тот момент были бронепалубные КР, и их концепция очень наглядно доказала свою неэффективность во время боевых действий на море в годы русско-японской войны 1904-1905 года. Что собой представляла защита бронепалубного КР? Правильно, броневая палуба, которая, по сути, защищает чаще всего только машины, размещенные глубоко внутри корабля. Мощные же фугасные снаряды (особенно снаряженные шимозой) при попадании в такой корабль поджигали его, выбивали его экипаж осколками, но оставляли его какое-то время на плаву, пусть и небоеспособным. Необходимость броневого пояса на всю длину корабля стала очевидна после этой войны для всех флотов мира, и как раз к этому моменту подоспело новое поколение двигательных установок (паровые турбины), чтобы сохранить, а то и улучшить ходовые качества кораблей при увеличении их защищенности. Слабость бронирования и вооружения, невысокая скорость русских КР типа «Диана» привели к тому, что их практически не использовали, кроме как для несения дозорной службы. В то же время мощное артиллерийское вооружение «Аскольда» и высокая скорость хода «Новика», в свою очередь, заставили военных моряков по-иному взглянуть на данные боевые характеристики. Примеры русских КР здесь использованы как иллюстрация к опыту боевых действий, который тщательно изучался военно-морскими специалистами всего мира.

Британский легкий крейсер - скаут "Сентинел" (тип "Форвард")
Британский легкий крейсер - скаут "Сентинел" (тип "Форвард")

Вторая причина – появление крупных эскадренных миноносцев, и рост эффективности их вооружения, в первую очередь, торпед. До сих пор идут споры, сколько же КР и броненосцев уничтожили ЭМ в русско-японской войне. С одной стороны, не очень много, а с другой – небольшой «кораблик» с минимальным экипажем и торпедным вооружением стал грозным противником для абсолютно любых броненосцев, особенно в ночное время. Для защиты от таких атак требовалось как кардинально поменять стратегию и тактику их применения, так еще и, по сути, заново переосмыслить роль КР. Теперь кроме, собственно, крейсирования во вражеских водах и уничтожения чужой торговли на них стали возлагать и задачи по защите от ЭМ. Вспомним, что ранее для борьбы с миноносцами строили ЭМ (дестройеры), но со временем эсминцы взяли на себя задачу атак сил противника в море, оставив для миноносцев охрану прибрежных вод и баз. Для борьбы с эсминцами КР потребовалась высокая скорость хода и хорошее артиллерийское вооружение, а заодно и торпеды (иногда) – эффективность данного вооружения была доказана неоднократно, потому было непрактично его игнорировать.

Британский легкий крейсер "Боадиция" с 102-мм артиллерией
Британский легкий крейсер "Боадиция" с 102-мм артиллерией

Разумеется, представленная и несколько упрощенная эволюция класса КР произошла не единомоментно от «все строят бронепалубные крейсера» до «все строят легкие КР». Нет, переход был весьма постепенным, с множеством промежуточных этапов: КР-скауты, КР-лидеры ЭМ и другие вариации во многих флотах мира. Однако вернемся к немецким КР.

Со временем большинство экспертов, в том числе и в Германии, пришли к единому определению «легкого крейсера» как нового класса. Это должен был быть корабль водоизмещением около 4 000 тонн, обязательно с броневой палубой и, желательно, с броневым поясом, хорошим артиллерийским вооружением, способный бороться с ЭМ, а также действовать на чужих коммуникациях. А во время ПМВ уже возникла потребность в специализированном уничтожителе легких КР – так и родился класс тяжелых КР, но это тема для отдельной статьи.

За право называться первым легким КР соревнуются два корабля: английские крейсера «Чатам» и «Аретьюза» – первые корабли этого класса с броневым поясом. Но тут возникает любопытный казус названий – как некоторое количество броненосцев позднее стали называть дредноутами, так и некоторое количество броненосных и бронепалубных КР иногда называют легкими крейсерами. Грубо говоря, бронепалубный КР с паровыми турбинами можно назвать легким КР с несовершенной защитой, что, собственно, и произошло с немецкими КР типа «Дрезден». Здесь все дело в признаках классификации, в традициях страны, и мы не будем углубляться в данную проблему.

Именно английские «Чатам» и «Аретьюза» – легкие КР с броневым поясом – стали своего рода эталоном и показали, каким должен быть турбинный легкий крейсер ХХ века, заложив основу для развития данного класса КР. Однако постройке этих кораблей предшествовал достаточно длительный поиск решений и отработка различных конструктивных особенностей. В Великобритании, которой первой удалось реализовать достаточно эффективный корабль данного класса, были построены несколько серий кораблей: скауты типа «Форвард», представлявшие собой эсминцы-«переростки» со 102-мм вооружением, более крупные КР-разведчики типа «Бодиция», тоже внешним видом напоминавшие ЭМ, и, наконец, легкие КР с броневой палубой типа «Бристоль» и «Ярмут», уже имевшие 152-мм артиллерию, мощные турбины и достаточную мореходность, но, как и их предшественники, они, по сути, оставались бронепалубными КР.

Турбинный легкий крейсер с броневым поясом "Бирмингем" (тип "Чатам")
Турбинный легкий крейсер с броневым поясом "Бирмингем" (тип "Чатам")

Германские кораблестроители прошли примерно тот же путь. Взяв за основу малые (бронепалубные КР III-IV ранга) КР типа «Хела» и «Газелле», немцы уже в 1902 году заложили серию легких КР типа «Бремен» («Гамбург»), которые стали первыми «универсальными» КР германского флота. За семью первыми кораблями данного класса последовали еще четыре типа «Кенигсберг», которые незначительно отличались от своих предшественников. А за «кенигсбергами» с паровыми машинами (только на «Штеттине» стояли турбины) последовали герои нашего выпуска – два крейсера типа «Дрезден».

Данные корабли обладали хорошими ходовыми качествами, но недостаточным вооружением и бронированием. Немецкие конструкторы сделали ставку на скорострельную, но мелкокалиберную артиллерию калибра 105-мм, что очень пагубно сказалось на мощности бортового залпа. Собственно, дуэль «Эмдена» (систершип «Дрездена») и британского «Сиднея» (тип «Чатам») продемонстрировала недостатки немецкого КР максимально наглядно (об этом в следующих статьях нашего выпуска). Несмотря на то, что комендоры «Эмдена» первыми добились попаданий в КР противника, артиллеристы «Сиднея» ловко использовали преимущество в скорости и дальнобойности своих орудий (152-мм орудия имели намного лучшую баллистику, нежели немецкие 105-мм), а КР, защищенный только броневой палубой, в очередной раз продемонстрировал свою уязвимость. После множества попаданий немецкий капитан вынужден был поднять белый флаг – именно так завершилось сражение между «полноценным легким» КР и легким КР с броневым поясом, который по факту мог бы называться «броненосным».

Немецкий легкий крейсер SMS "Дрезден"
Немецкий легкий крейсер SMS "Дрезден"

Собственно, тип «Чатам» стал первым британским «настоящим» легким крейсером. Первый корабль серии был введен в эксплуатацию в 1912 году. Броневой пояс, паровые турбины, высокая скорость хода, относительно мощное вооружение – все это делало тип «Чатам» грозным противником для любого КР на тот момент. Всего было построено 11 кораблей, что говорит об успешности серии, при этом часть кораблей были заложены уже после появления более совершенного корабля – «Аретьюзы», которую зачастую и называют первым британским полноценным быстроходным легким КР, способным сопровождать эскадры линейных крейсеров.

Легкий крейсер "Аретьюза"
Легкий крейсер "Аретьюза"

Впрочем, нельзя сказать, что «Аретьюза» была мощнее «Чатама», совсем наоборот. Меньшее водоизмещение (4 400 тонн против 6 000), меньшая огневая мощь (2х1-152-мм и 6х1-105-мм против 8х1-152-мм), но при этом меньшая стоимость (285 тысяч фунтов против 350 тысяч) и большая скорость (28 узлов против 25) делали из нее универсальный КР, способный действовать вместе с ЭМ, осуществлять разведку и бороться с легкими силами противника. В целом «Аретьюза» была промежуточным решением – достаточно быстрая, чтобы сопровождать современные ей линейные корабли и линейные крейсера, но при этом защищенная лучше, чем предшествующий ей тип броненосных КР типа «Эктив». Далее легкие КР развивались именно от «Аретьюзы» – во время Первой мировой войны Британия успела построить целые серии последователей этого корабля. «Кэролайн», «Каллиопа», «Каледон» и «Даная» – все это названия последующих серий кораблей, которые были построены в самый разгар войны. От серии к серии улучшалось вооружением, ходовые качества, чуть увеличивалось водоизмещение, но все это были наследники «Аретьюзы». «Чатам» же после себя не оставил такого количества потомков, но тоже был достойным представителем класса легких КР (табл.1).

-9

Немцы после «Дрездена» и «Эмдена» построили еще одну серию похожих КР, отличавшихся чуть усиленным вооружением, но все так же из 105-мм орудий – это были КР типа «Майнц» (4 единицы). Кстати, два из них погибли в Гельголандском сражении под снарядами английских крейсеров. Кто знает, если бы они несли броневой пояс, возможно, им бы удалось выдержать обстрел.

Легкий крейсер "Майнц", дальнейшее развитие крейсеров типа "Дрезден"
Легкий крейсер "Майнц", дальнейшее развитие крейсеров типа "Дрезден"

Первым же полноценным представителем этого класса в Германии был «Магдебург» – именно в этой серии кораблей появился броневой пояс. Но при этом он сохранил основной недостаток своего предшественника, «Дрездена», – относительно мелкокалиберную 105-мм артиллерию. Впрочем, уже во время войны двенадцать 105-мм орудий были заменены на семь орудий калибра 150-мм (на «Бреслау» количество 150-мм орудий довели до 8). Немецкие конструкторы умели делать выводы из своих ошибок, а после боя «Эмдена» с «Сиднеем» было достаточно материала для анализа, да и до этого в ходе боевых действий недостаточная мощность 105-мм снаряда была неоднократно продемонстрирована.

Легкий крейсер "Штральзунд" (тип "Магдебург")
Легкий крейсер "Штральзунд" (тип "Магдебург")

Крейсер «Магдебург» был в целом сравним с «Аретьюзой», но при этом имел чуть более тонкий броневой пояс, чуть большее водоизмещение и чуть меньшую скорость, проигрывал только в одном – в артиллерии. За «Магдебургом» последовали два КР типа «Карлсруэ» все с теми же 105-мм орудиями, а за ними – типовые немецкие легкие КР с броневым поясом и 150-мм артиллерией типа «Грауденц», «Висбаден», «Кенигсберг II» (табл.1).

Союзница Германии по Тройственному союзу Австро-Венгрия тоже не проигнорировала появление нового класса кораблей – был построен КР «Адмирал Шпаун», а затем целая серия кораблей типа «Новара». Это были быстроходные (27 узлов), относительно небольшие (4 000 т водоизмещения) легкие КР с 60-мм броневым поясом. Правда, австрийцы, как и немцы, сделали ставку на скорострельную, но маломощную артиллерию – на этот раз 100-мм калибра. При этом энергетическая установка «Адмирала Шпауна» была во многом экспериментальной, потому он практически не принимал участия в боевых действиях, а вот тип «Новара» активно применялся в крейсерских операциях у вражеских берегов. Эти корабли, несмотря на отличия в ЭУ и количестве орудий, часто относили к одному типу (табл.1).

Легкий крейсер "Адмирал Шпаун" (Австро-Венгрия)
Легкий крейсер "Адмирал Шпаун" (Австро-Венгрия)

Для американского флота к 1914 году было построено всего 6 легких крейсеров, так как основной акцент был на строительстве линкоров как самых мощных кораблей того времени, и эти корабли хорошо известны игрокам World of Warships – это КР типа «Сент-Луис» и «Честер».

Эти легкие КР были весьма устаревшими к началу Первой мировой войны, «Сент-Луис» был введен в эксплуатацию в 1906 году, а «Честер» – в 1908. При этом американские конструкторы пошли своим путем, и эти корабли получились весьма непохожими на европейские.

Американский легкий крейсер С-20 "Сент-Луис"
Американский легкий крейсер С-20 "Сент-Луис"

Крейсер «Сент-Луис» воистину «монстр» по сравнению с легкими КР других стран – вдвое большее водоизмещение, самый толстый броневой пояс (102 мм) и могучая батарея из 14 орудий калибра 152-мм (чем-то похож на КР типа «Диана» / «Аврора»). Фактически это был броненосный КР, особенно с учетом того, что был оснащен паровой машиной и развивал скорость всего в 22 узла, что делало его непригодным для разведки и крейсерской деятельности. По факту он считается легким КР ровно по двум причинам – у США к началу Первой мировой войны (ПМВ) было не так много кораблей, которые бы подходили под эту классификацию (перекос в сторону линкоров), и, согласно американской классификации, они и были «light armored cruisers». То, что в начале ПМВ это название будет использоваться для обозначения кораблей немного иной конфигурации, естественно, никто предугадать никто не мог.

Легкие КР типа «Честер» были заложены еще в 1905 году, поэтому по праву считаются «первыми» легкими КР флота США. Но и их характеристики, увы, к началу ПМВ были уже неактуальны – пусть часть кораблей серии и получили паровые турбины, но максимальная скорость хода в 24 узла все равно делала их неподходящими для крейсерской службы. Также было недостаточным вооружение – всего два орудия калибра 127-мм и 6х1-76мм, что, особенно по сравнению с «Сент-Луисом», выглядит очень бледно. Положение не спасало и то, что КР имели броневой пояс толщиной 51 мм. В целом американские легкие КР данного периода были устаревшими, а главное – тихоходными. И если в игре «Сент-Луис» способен достаточно легко справиться с «Дрезденом», чего нельзя сказать о «Честере», то в реальном бою немецкий КР имел все шансы выйти победителем в столкновении с обоими «американцами», по крайней мере – легко избежать боя (табл.1).

Последняя страна в списке обладателей легких КР начала ХХ века, на которые стоит обратить внимание, – Япония. После русско-японской войны японцы решили не снижать темпов развития своего военно-морского флота и пристально следили за всеми инновациями в военном кораблестроении. И, судя по тому, что свой первый легкий КР, по сути, бронепалубный крейсер «Тонэ» они заложили еще в ноябре 1905 года, определенные тенденции, вероятно, не без помощи англичан ими были замечены и учтены.

Японский легкий крейсер "Тикума" с паротурбинной ЭУ
Японский легкий крейсер "Тикума" с паротурбинной ЭУ

По факту этот корабль больше напоминал американский «Честер», чем крейсера своих постоянных учителей – британцев. У него тоже была недостаточная максимальная скорость. При этом японский КР обладал намного более мощной артиллерией – 2х1-152-мм и 12-120-мм орудиями. Проект был весьма удачным, однако из-за финансовых сложностей Японии не получил продолжения. А вот следующие корабли типа «Тикума» уже можно с полным на то основанием называть легкими крейсерами. Несмотря на то, что головной корабль был заложен на полтора года раньше британского «Чатам», характеристики корабля были актуальны до самой войны. Относительно быстроходные (26 узлов), неплохо защищенные (броневой пояс 50-89 мм) и хорошо вооруженные (8х1-152мм) – эти корабли наглядно показывали, что японские инженеры раньше всех остальных извлекли правильные выводы из русско-японской войны.

Россия тоже была в числе морских держав, которые проектировали легкие крейсера. Имевшие опыт использования КР II ранга «Новик» в годы русско-японской войны русские адмиралы (вспомним, что командующий БФ адмирал Н.О. Эссен как раз командовал этим крейсером) прекрасно представляли значение таких кораблей для эскадры. Соответственно, был разработан достаточно сбалансированный проект турбинных крейсеров типа «Светлана», но ввиду финансовых сложностей дальше закладки дело не пошло, а революция и разруха вообще остановили всякие работы в этом направлении, достраивать эти корабли пришлось уже в СССР. Причем два корабля по примерно такому же проекту были заложены в Германии, и немцы их достроили, ввели в строй как «Пиллау» и «Эльбинг». Остальные страны тоже проявляли интерес к легким КР, в первую очередь, британской постройки, но особой роли они не сыграли.

Русский крейсер 2 ранга "Новик" на достройке
Русский крейсер 2 ранга "Новик" на достройке

Как мы видим, путь становления легкого КР был нелегок, а из-за того, что эти корабли были необходимы, развитие их было быстрым и стремительным, пусть и не без ошибок. И крейсера типа «Дрезден» внесли свой вклад в становление данного класса боевых кораблей, при этом не надо забывать, что, какой бы не была техника, воюют на ней все-таки люди.