Обстоятельства их знакомства напоминают сцену из любовного романа. В дом Монсов Петра привел друг семьи швейцарец Франц Лефорт. Анна знала, что этот долговязый юноша — могущественный русский царь, а потому вела себя с ним особенно вежливо и учтиво. Петр принял из ее рук чашку кофе (диковинного в те времена напитка), понаблюдал за реверансами и решил остаться в этом дружелюбном европейском доме, чтобы переждать непогоду и распутицу.
В то время местом расселения иностранцев в Московском царстве была Немецкая слобода или, как ее еще называли в народе, Кукуй. Немецкая слобода была настоящим «оазисом» заграничной жизни и обычаев, распространявшим европейскую культуру на быт и поведение московитов: тут зажиточные горожане покупали мебель из экзотических сортов дерева (например, эбенового), зеркала, часы, другие предметы интерьера.
В момент знакомства с юной Анной Монс Петр переживает серьезный кризис в отношениях со своей первой женой Евдокией Лопухиной, женщиной патриархальных взглядов. За почти десятилетие их романа Петр щедро одарил Анну и всю семью Монсов подарками и привилегиями.
Петр стал открыто сожительствовать с Анной Монс, совершенно не стесняясь своего формального положения женатого человека. Супругу же он отправил в монастырь. Не удивительно, что обычные люди откровенно ненавидели предприимчивую немку. Виной тому было и традиционно негативное отношение к иноземцам, и банальная зависть к роскошному дому и позолоченной карете семьи Монсов. Ее обвиняли в том, что она смогла околдовать царя, заставив его исключительно магическими способами начать свои широкомасштабные реформы, перевернув все традиционные жизненные устои.
О распутной и бесшабашной жизни юного Петра с Анной Монс в народе ходили разнообразные легенды и порой даже скабрезные сплетни. Сама Анна, скорее всего. смотрела на пылкого могущественного возлюбленного с весьма прагматической точки зрения, откровенно манипулируя его благосклонностью.
Многие историки после тщательного изучения писем Петра к Анне обращают внимание на то, что во всех посланиях девушки нет и намека на чувства или вообще проявления хотя бы каких-то эмоций. Французский посланник при русском дворе в то время Франц Вильбуа замечал, что Петр несомненно намеревался жениться на Анне Монс, однако, вероятно, не был уверен в ее ответных чувствах.
Кстати, Анна Монс не гнушалась даже брать взятки или «посулы», как их называли тогда. Она стала вмешиваться в те или иные судебные процессы и другие государственные дела, лоббируя интересы своих друзей и родственников.
Конец десятилетнему роману положил случай, произошедший в 1703 году в недавно построенной крепости Шлиссельбург. В разгар торжества произошел несчастный случай — саксонский посланник Кенигсен внезапно упал в Неву и утонул. В вещах погибшего обнаружили любовные письма, подписанные Анной Монс (отправленные в годы отсутствия Петра по делам Великого посольства), а также подаренный ею медальон. Вспыльчивый и бескомпромиссный Петр тотчас же, узнав об измене, разорвал свои отношения с Анной.
Анну Монс отправили под домашний арест. Пробыв в статусе пленницы три года, Анне Монс в ответ на ее жалобные письма и постоянные просьбы было дозволено посещать кирху, а в 1707 году все обвинения с нее были сняты, хотя имущество (кроме личных вещей и подарков) конфисковано.
15 августа 1714 года 42-летняя бывшая возлюбленная Петра I скоропостижно умирает от чахотки.