Найти тему
ВВС Северного флота

Самолеты ВВС Северного флота. "Ланкастеры". Англичане их оставили, а мы восстановили.

"Ланкастер" - Avro 683 Lancaster - британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во второй мировой британской авиацией).
Экипаж - 7 человек. Вооружение - 8 7,7-мм пулемётов, номинальная боевая нагрузка - 6 400 кг (максимальная 10 000 кг).

Далее в этой статье использованы материалы, собранные В.Р. Котельниковым в своих работах.

После проведения в 1944 году операции "Параван" по уничтожению немецкого линкора "Тирпиц", на территории СССР в Заполярье остались 6 английских "Ланкастеров". Несколько из них решили восстановить в мастерских БВФ.

А вот информация о том, сколько "Ланкастеров" в итоге восстановили, со временем менялась.

Сначала, в статье В.Р. Котельникова "Ланкастеры" с красными звездами" (журнал "Мир авиации" 1992 г.) было написано (нижеприведенный текст уже давно разошелся по Интернету), что:

На советской земле осталось шесть поврежденных "Ланкастеров" - один "Ланкастер" III и пять "Ланкастеров" I. Четыре из них были исследованы на предмет возможного восстановления. Два наименее поврежденных доставили в Кегостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под руководством главного инженера Кирьянова занялись их ремонтом и переделкой.
Все вооружение с них сняли, заднюю турель зашили листами дюраля. Поврежденную носовую часть изменили: старый "ступенчатый" нос со стрелковой установкой заменили новым прозрачным обтекателем. Окраска осталась прежней, английской (коричнево-зеленый верх и черный низ), только опознавательные знаки закрасили нашей зеленой краской (отличавшейся по тону) и сверху нанесли красные звезды в черной окантовке. Обе машины переделывались однотипно.
Одна из них, с номером "01", досталась 16-му транспортному отряду (трао), где эксплуатировалась с конца января 1945 г. (предположительно это был самолет с номером МЕ 559, выпущенный фирмой "Мэтрополитэн-Виккерс"). Командиром самолета был В.Ш.Евдокимов, штурманом — В.Я.Андреев. 16-ый трао являлся наследником известной 2-ой отдельной авиагруппы И.Т.Мазурука, сформированной в начале войны из полярных летчиков. Хотя он и назывался транспортным, но использовался не только и не столько для перевозки людей и грузов, сколько для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. "Ланкастер" тоже летал ∙на поиск подводных лодок (хотя не нес ни бомбового, ни стрелкового вооружения), на разведку отдаленных районов, где была очень ценна его большая дальность и продолжительность полета. Например, 24 января "Ланкастер" провел ледовую разведку участка губы Белужья (Новая Земля) — Нарьян-Мар.
<...> Второй восстановленный «Ланкастер», с номером "02", попал в 70-й отдельный транспортный полк (отрап) ВВС Северного флота. Командиром этой машины был И.И.Дубенец. После расформирования 16-го трао в 1946 г. оба самолета недолго находились вместе в 70-м мотрап...

Примечание: Как я понял, 70-й ОТРАП был сформирован уже после войны, так как его нет в Перечне № 17 "Органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Северного флота и Беломорской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг."

"Ланкастер" в 16-ом ТрАО ВВС СФ, 1945 год (фото из статьи В.Р. Котельникова "Ланкастеры" с красными звездами" журнал "Мир авиации" 1992 год)
"Ланкастер" в 16-ом ТрАО ВВС СФ, 1945 год (фото из статьи В.Р. Котельникова "Ланкастеры" с красными звездами" журнал "Мир авиации" 1992 год)

А вот в более современной работе Владимира Котельникова - в книге "Авиационный ленд-лиз" (2015 год) - написано:

Осмотрев все машины, члены комиссии пришли к выводу, что два "Ланкастера" всё-таки можно восстановить, а при острой необходимости - и третий. Три других предложили использовать как источники запасных частей.
(из книги В.Р. Котельникова "Авиационный ленд-лиз", 2015 год)

И о втором восстановленном "Ланкастере" там уже не упоминается.

Зато там указано, что самолет с номером LL884 восстанавливался с использованием деталей самолета ME559. Другой самолет с номером ЕЕ131 собирались восстановить к началу 1945 года, но автору книги никаких следов восстановления этой машины не удалось. Так же остался не восстановленным, по мнению Котельникова, и самолет с номером NF985.

При таком раскладе, думаю, что был восстановлен и использовался в ВВС Северного флота только один "Ланкастер" ("белый 01"), а другие два так и остались недоремонтированными.

Lancaster B.Mk.I, переделанный в транспортный самолет. 16-й ТрАО ВВС Беломорской военной флотилии, 1945 год.
Lancaster B.Mk.I, переделанный в транспортный самолет. 16-й ТрАО ВВС Беломорской военной флотилии, 1945 год.

Примечание: Если Вы являетесь автором использованного при написании этой статьи материала, или обладателем авторских прав на него, и против его использования на этом канале, прошу связаться со мной любым удобным для Вас способом.