Ink Stains Games – инди-студия разработчиков из Санкт-Петербурга, имеющая небольшой опыт в создании видеоигр. Ранее команда сделала всего одну игру – топ-даун шутер 12 is Better Than 6, посвященный Дикому Западу. Игра получилась довольно специфической, широкой популярности не сыскала, но большинству геймеров, которым довелось-таки с ней познакомиться, пришлась по душе.
И тогда парни из Ink Stains Games решили взяться за новую игру Stoneshard, используя в качестве основы жанр roguelike – хардкорных ролевых игр, отличительной особенностью которых является случайная генерация окружения и перманентная смерть героя. При этом разработчики по понятным причинам отказались от традиционной «буквенно-символьной» графики в пользу симпатичных пикселей.
Прим. Совершенно неожиданно, но по итогу ознакомления визуальный дизайн Stoneshard для меня оказался едва ли не самым важным достоинством игры. Остальные моменты либо вообще не удались, либо требуют серьезной доработки, но об этом подробнее ниже.
Также разработчики избавились от окончательного и бесповоротного Game Over в случае смерти главного героя (хотя и привычной системы свободных сэйвов здесь тоже нет) и наделили проект «мощным» сюжетным хребтом-сценарием, якобы не позволяющим игре оказаться полностью под игом рандома. По всем этим причинам Stoneshard правильнее называть все же не чистокровным роуглайком, а roguelike-подобной игрой, отличающейся более низким порогом вхождения.
Прим. Прежде чем приступить к подробному рассмотрению Stoneshard отмечу, что игра находится в раннем доступе, и разработчики честно предупреждают, что в будущем она может сильно измениться. Более того, игра и в самом деле меняется регулярными обновлениями, которые, к недовольству многих игроков, начисто стирают весь прогресс сохранений, заставляя каждый раз начинать прохождение с начала.
Еще одно важное примечание - опробовать Stoneshard вы можете и сами совершенно бесплатно, скачав из Steam демку Stoneshard: Prologue. С ходу «Пролог» создает хорошее впечатление: он погружает в мир с первых же минут, знакомит с основами геймплея (включает в себя обучение), позволяет прочувствовать общий настрой игры.
Казалось бы, такой щедрый шаг со стороны разработчиков весьма похвален и должен способствовать пробуждению интереса к проекту и повышению продаж. Но здесь важно понимать, что все положительное впечатление от «Пролога» формируется лишь за счет хорошей, но явно камерной постановки очень непродолжительного по времени отрезка игры, который, вдобавок, искусственно затянут преднамеренно неудобной системой автоматического сохранения.
Понимаете, куда я клоню? Предложенная крохотная частичка, над которой как следует «пошаманили» и навели «марафет», и вся игра целиком – элементы далеко не равнозначные. И игроков, которые осознали сей факт (и после убедились в этом на опыте собственного прохождения), демоверсия скорее отпугнет, нежели заинтересует. Что, кстати, подтверждают многие отзывы в «Стим».
Раз уж я начал с недостатков Stoneshard, напомню, что игра эта от российских разработчиков. Но при этом в ней нет русской озвучки, зато есть английская. Печальный и даже немного неуважительный выпад в сторону русскоязычных геймеров. Спасибо, что, хотя бы интерфейс и субтитры на русском присутствуют.
Теперь перейдем к приятному. Местом действия в Stoneshard выступает мрачное фэнтезийное королевство, разрушенное войной, оскверненное присутствием темной магии и кровавых культов, заселенное ужасными чудовищами и свирепыми головорезами. Визуально и по духу окружения игра поначалу слегка напомнила Graveyard Keeper. И тут, и там – мрачное средневековое фэнтези, подаваемое через отличный пиксельный дизайн с изометрическим видом.
Но это впечатление быстро прошло, так как «Кладбищенский Сторож» - игра, наполненная черным юмором и стебом. А в Stoneshard все «серьезно», и даже имеется некий намек на эпичность. Забегая наперед – все это лишь иллюзия. По факту сюжет скучен, скоротечен и, по большому счету, даже не нужен. По крайней мере, не в том виде, в котором он здесь присутствует. Вспомнить хотя бы похожую по антуражу тактическую стратегию Battle Brothers, которая интересна исключительно за счет геймплея, продуманного и отточенного до мелочей. А с сюжетом ее создатели даже не заворачивались, понимая, что им самим не по силам создание масштабной увлекательной истории, требующей участия талантливых сценаристов.
Что касается геймплея в Stoneshard, то он вроде бы тоже неплох, продуман и наполнен множеством деталей, призванных вызывать у пользователей интерес. Но на деле почему-то и он быстро приедается. Кто-то может подумать, что автор не до конца ознакомился со всеми доступными механиками, но это не так – на старте предусмотрено подробное обучение (за это спасибо), знакомящее с основами боя и выживания (здесь ему уделено повышенное внимание), принципами взаимодействия с миром и другими персонажами, с интерфейсом, ролевой системой и так далее.
Кстати, о ролевой система. Она довольно глубокая, состоит из множества элементов, синтез которых наделяет проект свободой и непредсказуемостью в плане прокачки героя, а также делает весь геймплей абсолютно нелинейным.
Есть стандартный для жанра инвентарь, в который герой будет складывать найденное добро (предметов в Stoneshard очень много, и почти все они действительно востребованы и полезны в определенных ситуациях). Все предметы имеют внятное описание и удобное меню взаимодействия. Здесь же расположен манекен героя, на которого можно цеплять оружие, доспехи и другие предметы экипировки.
Далее – окно персонажа. Также привычный для жанра RPG элемент. Здесь можно ознакомиться с уровнем персонажа и его основными атрибутами (всего их 5), оценить его душевное и физическое состояние, а также глянуть на боевую эффективность.
Есть и привычное окно со способностями, представленными солидным набором физических, магических и основных умений. Их, как и атрибуты, можно улучшать с повышением уровня. Правда, предварительно нужно изучить умение, отыскав соответствующий трактат. В общем, классический подход в прокачке – поднял уровень, получил несколько очков, истратил их на улучшение выбранных параметров и способностей.
Следующий обязательный для RPG раздел – журнал, в котором содержится описание заданий, окружающего мира, произошедший с героем событий. Здесь же имеется карта. Наконец, предусмотрен лог действий, позволяющий отследить действия героя за последнее время.
Система выживания – одна из особенностей Stoneshard, тесно вплетенная в RPG механику. Помимо общего здоровья герой имеет показатели состояния отдельных частей тела и психики. Психика формируется из «Морали» - отвечает за боевой дух, и «Рассудка» - отвечает за адекватность восприятия. Есть показатели «Интоксикации» и «Боли» - они также оказывают действие на эффективность героя, могут спровоцировать положительные или отрицательные эффекты. Наконец, герой подвержен чувству голода и жажды, а также различным хворям. Чтобы он не заболел, нужно поддерживать высокий уровень «Иммунитета» - еще один показатель, призванный сделать выживании игроков максимально хардкорным.
Присутствует такое понятие, как «Черты» - пассивные постоянные особенности героя, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Если болезни и эмоциональные состоянии временны, спонтанно возникают и исчезают, то приобретенная черта будет сопровождать героя все приключение.
Боевка – пошаговая, но фиксации времени и четко выраженного чередования ходов здесь нет. Персонаж может свободно перемещаться и выполнять различные действия, но каждый шаг противники также будут что-то делать. Стоит на месте – время останавливается и можно обдумать свой следующий шаг. Биться даже с одним врагом – то еще испытание, схватка с тремя противниками сразу – практически всегда верная смерть или, как минимум, чревата серьезными травмами. Поэтому оптимальная тактика – постоянные отступления, бегства за укрытия и в зону недосягаемости, точечные удары и идеальна ориентация, а также взаимодействие с окружением. Оно интерактивно и может повлиять на ход боя. Очень важно также правильно качать персонажа и подбирать верную экипировку, иметь в инвентаре достаточный запас медицинских средств и провизии. Но даже в этом случае игрок будет регулярно погибать.
И вот здесь один из главных недостатков игры – непродуманная система сохранения. Сэйвиться можно лишь в тавернах, которые, понятное дело, на каждом углу не стоят. Из-за этого нередки такие ситуации, когда ты совершаешь роковую ошибку (или же игра, в силу специфики жанра, сама тебя наказывает) и откатываешься на пару часов назад! Иногда бывает, что тебе нужно закончить игру, а поблизости нет таверны. Следовательно, ты закрываешь игру и, опять же, теряешь весь прогресс за последние несколько часов, если все это время ты не сохранялся. И да, в этом случае придется создавать нового героя и заново собирать партию (караван).
Наконец, сами бои – они неоправданно сложные, грамотно раскачать некоторые классы невозможно из-за дисбаланса. А в совокупности с однотипными боями и однообразием всего мира (плачевный результат рандома) все это в скором времени вызывает откровенную скуку.