Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и Кен Лоуч недавно выразили презрение к растущему доминированию фильмов о супергероях в коммерческом кино, а Скорсезе сказал, что вселенная Marvel film universe-это “не кино”. Двое ученых: эксперт по кинематографу и эксперт по комиксам обсудили этот вопрос.
Джулиан Лоуренс: старший преподаватель комиксов и графических романов, университет Тиссайда
Фильмы Marvel это не кино. Так что же это такое? Мартин Скорсезе недавно назвал их "тематическими парками", но я предполагаю, что они функционируют в основном как рекламные ролики. Я согласен с замечанием британского режиссера Кена Лоуча о том, что фильмы Marvel – это “товар, который принесет прибыль большой корпорации-это циничное проявление”.
Коллега по фильму Великий Фрэнсис Форд Коппола согласен с ними обоими – за исключением того, что он не считает, что они зашли достаточно далеко, назвав супергеройские фильмы “презренными”.
Они не первые, кто целится в фильмы о супергероях. В 2014 году режиссер / сценарист Алехандро Г. Иньярриту (Бердман) осудил блокбастеры супергероев, сказав: "... они претендуют на то, чтобы быть глубокими, основанными на каком-то греческом мифологическом типе вещей. И они, честно говоря, очень правые ... с философской точки зрения, они мне просто не нравятся.”
Возможно, он что-то напутал насчет правого пропагандистского аспекта. Фильмы о супергероях, как правило, создают ситуации, когда мир находится в серьезной опасности – и продают супергероев в качестве решения. Смысл здесь заключается в том, что сила делает правым и что цель всегда оправдывает средства: классический фашистский троп. Вы можете понять, почему кому-то вроде Лоуча может не понравиться эта тенденция повествования. Его совершенно новый фильм "Прости, что мы тебя упустили" дает понять, что нет никаких супергероев, чтобы спасти нас, просто обычные люди в реальных ситуациях живут жизнью тихого отчаяния.
Как хлеб и цирковые товары, фильмы Marvel также функционируют как самореклама – не только для бесчисленных приквелов и сиквелов, но и для мерчендайзинга, который является настоящей дойной коровой. Доход от лицензирования игрушек, игр, одежды и даже хлопьев для завтрака намного затмевает кассовые сборы.
Продажа такого товара, как искусство, стала настолько нормализованной, что мы, потребители, с радостью вкладываем свои деньги и время в коллективное участие. Я потратил много времени на просмотр сериала "Безумцы", но в последнем эпизоде обнаружил, что это была семилетняя реклама Кока-колы. С тех пор я отказался проводить больше времени на эпизодическом телевидении и должен был смеяться, когда читал о непреднамеренном размещении продукта Starbucks в финальной серии "Игры престолов".
Девятое и седьмое искусство
Франко-бельгийские ученые относят кино к “седьмому искусству”, а комиксы-к девятому. Но если мы хотим отличить кинематограф от мутной мешанины всех средств массовой информации, то нужны какие-то средства. Во-первых, как насчет моратория на заказные сцены, которые потворствуют международной аудитории? Железный Человек 3 был сокращен для китайского рынка, увеличив экранное время для второстепенного персонажа и добавив размещение иностранных продуктов, которые не включены в оригинальную версию. Это делается не ради искусства, а для увеличения доходов.
Ответная реакция на Лоуча, Скорсезе и Копполу неудивительна, поскольку почти все в Голливуде (и за его пределами) участвуют в этой игре. Например, фильмы Marvel составили 48,2% от всех кассовых сборов Сэмюэля Л. Джексона и колоссальные 82,6% от Роберта Дауни-младшего. в расширенной вселенной DC в 2017 году феминистская икона"Чудо-Женщина"(Wonder Woman) заработала миллионы для своих инвесторов, включая нефтяных магнатов Чарльза г. Коха, Дэвида Х. Коха и министра финансов Дональда Трампа Стива Мнучина.
Проблема не в жанре, а в том, что мейнстрим -фильмы о супергероях создаются в первую очередь для того, чтобы продавать больше мейнстрим-фильмов о супергероях. Утверждение о том, что Disney/Marvel внедрили “повествования, которые рассеяны по его расширенной сети фильмов”, является еще одним доказательством того, что они являются капиталистическими товарами, а не кинематографом. Рассеивание повествований по сети - это маркетинговая уловка, используемая Marvel и DC в течение десятилетий (известная как кроссоверы) для увеличения продаж неудачных названий– читателей заманивают на покупку выпусков комиксов, за которыми они обычно не следят, чтобы продолжить чтение сюжетной линии или получить дополнительную информацию. Фильмы, по сути, делают то же самое.