Как-то один мой коллега, психолог из Перми, говорил своей клиентке: “Переехав в Питер, вы не всегда будете жить восхищением перед архитектурой центральных районов и пригородных парков, очень скоро вы привыкните, и у вас начнётся обычный городской досуг. К этому нужно быть готовым и не переживать из-за ушедших первичных впечатлений. Произойдёт это не сразу, по такой схеме: вначале увидев Исаакиевский собор, вы внутренне воскликните – «О! Исакий!» Потом, спустя некоторое время будет так: «Вот Исакий». Ну, а ещё через какое-то время: «Так, Исакий, за ним направо». Это многих подкашивает, переезжающих не только в Питер, а вообще переезжающих. Из-за ухода первых впечатлений, они чувствуют себя обманутыми”.
Да, впечатления уходят – про Питер судить не могу, поскольку здесь родился и вырос, но это происходит везде: так экзотика страны куда прилетаешь в отпуск не в первый раз уже не выглядит «такой экзотичной».
Но это не значит, что нужно позволить себе отказаться от эстетических впечатлений во вроде бы знакомых местах. Напротив! Ищите их! Ничего нет неизменного!
Мне уже приходилось писать, что и почему мы не замечаем на популярных и недорогих курортах, сегодня же я хочу рассказать о «привычном» Питере.
Сколько раз мне приходилось переходить Дворцовый мост! Помню зимой 1997/1998 годов ходил через него в поэтический клуб «Подвал» (он располагался в настоящем подвале здания Исторического факультета СПбГУ), зима была, как назло, морозная! Идёшь, в воротник кутаешься, до красоты ли тут!
Надо сказать, негативные впечатления, обусловленные, скажем, погодой, легко могут перекрыть эстетические, человек часто перестаёт видеть красоту там, где ему когда-то было некомфортно, особенно если ситуация случалась систематически.
Не скрою – помогло увлечение фотографией. Причём фотографировать красивое вообще было скучно – здесь поэзия помогла: штампы и клише в неформальных поэтических собраниях всегда высмеивались (в союзе писателей не всегда…). Да и выражение Шарля Бодлера о том, что «для того чтобы создать вечное, нужно уловить мгновенное», было для меня указателем.
Вот так и улавливал или, по крайней мере, старался.
Ну а «кто сам себе помогает – тому и Бог помогает».
Помню, иду по всё тому же Дворцовому мосту, из Дома Каралиса (Центр Литературы на набережной Макарова 10) и тоже холодной зимой, вижу – стих в натуральную величину: «Жёлтый пар петербургской зимы» Иннокентия Анненского.
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, —
Завтра станет ребячьей забавой.
Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки...
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.
Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
Позднее, именно с совмещения в стиховизуализацию (изостих, фотостих, стихокартинка – есть и другие названия) первых четверостиший этого стихотворения и фотографии для меня начался важный этап по работе в направлении визуализации поэзии. Посмотреть, что получилось, можно здесь.
А в другой раз катался с друзьями из Екатеринбурга по Неве на кораблике, и… вижу уходит ракурс – кораблик-то плывёт, я к другому борту, чуть не сиганул в воду, хорошо фотик быстро сработал (вот из-за такого и следует потратиться на серьёзный фотоаппарат, а то может ой как обидно стать) – успел, поймал:
как шпиль стоит на Солнце.
А ещё, одно время, я, сокращая путь, ходил через парк Победы, зима была снежная, но не очень морозная (к сожалению, в Питере бывает и наоборот), ну как тут привыкнуть!
Что-то осталось просто фотографией в моём архиве,
а что-то уже послужило для создания композиций фотостихов:
или вот:
В заключение хочу сказать, что всё зависит от Вас!
Причём я не призываю всех заниматься описываемыми выше видами творчества, но… как это у Андрея Деменьева:
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Главное – это умение замечать красоту вокруг нас, ЗАМЕЧАТЬ, КОГДА ОНА ОЧЕНЬ БЛИЗКО!