Карантин открывает перед нами дополнительные возможности. Разве без него могла бы я посмотреть грандиозный балет "Герой нашего времени" в постановке Большого театра?
Мировая премьера балета "Герой нашего времени" состоялась
22 июля 2015 года.
Спектакль получился ярким и зрелищным. Недаром он был награжден Национальной театральной премией "Золотая маска".
Идею создания балета по одному из самых известных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова Кирилл Серебренников, один из самых значительных и оригинальных режиссеров России, вынашивал долго. Но все-таки воплотил в жизнь свою идею. Интересно, что он также выступил в роли и художника-постановщика, и автор либретто.
Музыку для балета по заказу театра написал молодой композитор из Санкт-Петербурга Илья Демуцкий. Это был его первый опыт работы в Большом театре. И можно сказать - очень удачный. Музыка удивительно точно сочетается с постановкой Серебренникова, они практически единое целое.
Сам спектакль состоит из трех частей, в котором на язык балета переложены три из пяти частей произведения Лермонтова - "Бэла", "Тамань", "Княжна Мери".
Эти части представляют собой три отдельных спектакля с отдельным сюжетом, отдельными декорациями и отдельным составом исполнителей. Да, да! В спектакле мы встречаемся с тремя (3!) Печоринами.
А еще в спектакле со сцены звучат вокальные арии, в исполнении оперных артистов. В танцевальное действие добавлены музыкальные соло на бас-кларнете, виолончели, английском рожке и пианино.
Нет смысла пересказывать сюжет балета. Он максимально близко приближен к произведению Лермонтова. Насколько может быть приближен танец к словесному тексту.
Здесь же я хочу рассказать о моментах, которые наиболее потрясли меня.
Бэла
Эта часть начинается со смерти Бэлы,а потом уже рассказывается история знакомства и любви Печорина и Бэлы.
Роль Печорина в этой части исполняет Игорь Цвирко, выступающий в Большом театре с 2007 года. В роли прекрасной Бэлы - Ольга Смирнова, которая после окончания Академии русского балета им. А.Я. Вагановой сразу же была принята в труппу Большого театра.
Из интересных находок режиссера-постановщика хочется отметить сцену соблазнения Бэлы Печориным. Это он делает стоя возле станка, совершая нелепые гимнастические упражнения.
Но самое сильное впечатление произвел танец горцев, силуэты которых проицировались на белый экран.
Тамань
Вторая часть спектакля переносит зрителя на берег моря, где Высланный в Тамань Печорин встречается с загадочной Ундиной.
Роль Печорина в "Тамани" исполняет один из ведущих артистов театра Артем Овчаренко. В нем столько экспансии, лиризма, трагичности!
Под стать ему и партнерша - Народная артистка России Екатерина Шипулина в роли Ундины.
А какова находка режиссера в представлении образа Старухи.
Вячеслав Лопатин, исполнивший её роль в несуразно-гротескном костюме, в одно мгновение превращается в лихого атамана контрабандистов Янко.
Княжна Мери
Самая длинная история о Печорине. И самая трагичная.
В отличии дух предыдущих, в этой части Серебренников показал полновесные декорации, на фоне которых и происходит действие. К тому же здесь занято большое количество артистов. Причем, порой выступающих в комических номерах.
К участию в этой части режиссером были привлечены члены сборной команды России по спортивным танцам на колясках, исполнившие роли раненных солдат на лечении на водах.
А роль Печорина в этой части исполнил Руслан Скворцов, работающий в труппе Большого театра с 1998 года.
Отлично со своими ролями справились и Светлана Захарова (Мери) и Денис Савин (Грушницкий).
Но самое, наверное, сильное по своему эмоциональному напряжению - это последняя сцена, когда перед зрителями появляются все три Печорина.
И это сильно! До дрожжи.
Три истории попыток бежать от одиночества, тоски и пустоты. Три истории, рассказанные великим поэтом 180 лет назад и воплощенные на сцене Большого театра, современны и сегодня. Поэтому и производят невероятное впечатление.