В фантастическом романе Астрофизика Фреда Хойла 1957 года «Черное облако» огромное газовое облако проникает в нашу солнечную систему и заслоняет Солнце, мешая его излучению достичь Земли. В книге грядущее прибытие титульного облака впервые отмечено астрономами, которые бьют тревогу. Теперь, спустя более 60 лет после того, как книга Хойла была впервые опубликована, астрономы вновь высказывают свои опасения по поводу блокировки неба - только на этот раз, это по-настоящему. И хотя они не говорят о конце жизни, как мы его знаем, их страхи, безусловно, могут звучать как смертельный звон для большей части земной астрономии.
В отличие от романа Хойла, сейчас угроза исходит от людей, а не от каких-либо внеземных сил. Это предполагает запуск десятков тысяч спутников на околоземную орбиту, где они образуют мега-созвездие, что делает невозможными большую часть наших нынешних астрономических усилий. Ранее в этом месяце SpaceX запустил еще 60 своих спутников Starlink в рамках своего плана по обеспечению высокоскоростного Интернета во всех частях планеты. Однако, как бы это ни звучало полезно, астроном, который говорил с Digital Trends, сказал, что существует множество потенциальных негативных последствий.
«Даже будучи профессиональными астрономами, мы только что осознали тот факт, что [это потенциально может стать] серьезной проблемой в ближайшем будущем», - сказал Джонатан Макдауэлл , астрофизик из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.
Основные изменения в окружающей среде
Макдауэлл долгое время был активным сторонником запуска спутников. С 1989 года он написал и отредактировал бесплатную интернет-рассылку Джонатана «Космический отчет» , в которой документируются технические детали запуска спутников. «Мне немного грустно находиться на другой стороне медали, но я думаю, что это важный вопрос, о котором нужно поговорить», - сказал он.
Опасение Макдауэлла - разделяемое другими в его области - состоит в том, что большое количество запусков спутников, которые должны состояться в ближайшие годы, сделает практически невозможным выполнение определенных типов наземной астрономии. Уже астрофизикам, выполняющим длительные экспозиции, продолжительностью около 15 секунд,испорченные спутником, проносятся над головой. Во много раз ярче, чем «супер слабая галактика», которую может искать астроном, это, по сути, разрушает изображение.
«Это раздражение, но вы обходите его, - сказал Макдауэлл. «Вы делаете несколько снимков», полагая, что хотя бы одно из них не будет иметь след. Но когда мы дойдем до точки, где на низкой орбите находятся десятки тысяч очень ярких спутников, возникает опасение, что почти на каждом снятом вами снимке будут эти следы... В какой-то момент некоторые виды астрономических наблюдений просто не будут возможны больше.
Эти страхи не основаны на раздутых опасениях по поводу худшего сценария. Босс SpaceX Илон Маск уже сказал, что он запрашивает разрешение Федеральной комиссии связи (FCC) на установку до 30 000 спутников, в дополнение к 12 000, которые уже были утверждены. Это увеличило бы спутниковую дальность полета SpaceX до 8 раз по сравнению с общим числом на орбите.
«С Starlink, как предполагается в настоящее время, когда он будет полностью развернут, в небе будет больше видимых невооруженным глазом спутников, чем звезд», - продолжил Макдауэлл. «Вы не заметите этого, если будете в большом городе с яркими огнями, где вы все равно едва сможете увидеть звезды. Но если вы находитесь вдали от огней городов, вы можете увидеть то, что называется шестой величиной, самые слабые звезды, которые вы можете увидеть невооруженным глазом. Даже на этом уровне спутники будут численно превосходить звезды. Небо будет кипеть вместо статики. Это [серьезное] изменение нашей окружающей среды ».
Разве мы не можем просто заменить их космическими телескопами?
Макдауэлл также не уверен в возможности замены наземных наблюдений альтернативными подходами, такими как орбитальные телескопы и зонды. «Проблема в том, что наземных телескопов гораздо больше, чем космических», - сказал он.
Даже запуск еще нескольких космических телескопов в стиле Хаббла будет равен лишь доле времени наблюдения, доступного в настоящее время на Земле.
«Возможно, в идеальном мире Starship от Elon снижает стоимость запуска в 10 раз или даже в 100 раз», - сказал Макдауэлл. «Но это не снижает стоимость фактического создания полезного пространства. Ты все еще говоришь миллиарды долларов за телескоп, что-то сопоставимое с большими наземными телескопами. Каждый из них - это несколько десятков миллионов на земле, но в космосе было бы десятки миллиардов, даже если запуск был бесплатным. Не существует никакой вероятной бюджетной среды, в которой мы могли бы переместить все наши наземные обсерватории в космос».
Конечно, любой технологический прогресс сопровождается как негативом, так и позитивом. Например, индустриализация выводит большое количество людей из средств к существованию, но имеет свои собственные проблемы. Как писал один из моих любимых теоретиков культуры Пол Вирилио: «Изобретение корабля было также изобретением кораблекрушения». Является ли огромный ущерб нашей способности смотреть на вселенную с помощью наземных наблюдений достойным компромиссом для более высоких уровней связи? Вероятно, будет спор, что это так. Дело, однако, в том, что это дискуссия, которая сейчас не ведется.
ООН должна говорить о проблеме
«Я утверждаю, что это должно быть то, что Организация Объединенных Наций, в своем аватаре в качестве Комитета по использованию космического пространства в мирных целях, должна играть соответствующую роль», - сказал Макдауэлл.
Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) был создан в 1959 году. Это примерно за полвека до запуска первого коммерческого спутника Telstar 1, задачей которого была передача телевизионных сигналов через Атлантический океан. КОПУОС начал рассматривать вопросы устойчивости в космосе. На сегодняшний день, однако, они в основном сосредоточены на (также очень важной) проблеме космического мусора .
«В настоящее время они не говорят о световом загрязнении, и это упущение, потому что мы не ожидали этого», - продолжил Макдауэлл. «Я думаю, что пришло время добавить световое загрязнение в список воздействий на окружающую среду, которые влечет за собой интенсивное использование низкой околоземной орбиты».
Макдауэлл предполагает, что запуск приложений для спутников должен требовать от компаний делать прогнозы об уровне светового загрязнения, которое они будут вызывать. Он также предлагает ограничить количество запусков, пока мы не поймем, как они повлияют на ночное небо.
«Мы вступаем в новую эру космической эры; эпоха массовой индустриализации космоса », - сказал он. «Эти интернет-мега-созвездия - это только начало. Это не просто SpaceX Starlink; Есть много других компаний, которые планируют делать подобные вещи. Помимо этого, я ожидаю, что будут другие виды использования космоса, которые приведут к выводу все больших и больших спутников на орбиту Земли. Проблема в том, что регулирование на самом деле не догнало ветер перемен ».
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
До скорых встреч!