Получил как-то юный 20-летний Михаил Юрьевич Лермонтов задание по словестности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Написать нужно было "описательное сочинение" на тему "Город".
Михаил Юрьевич подошел к заданию с выдумкой, он не стал смотреть в окно и описывать то, что видит. А залез на колокольню Ивана Великого, рассмотрел от туда весь город, и очень интересно описал его, назвав сочинение "Панорама Москвы".
Только вот, читая это произведение, невольно появляются подозрения, что юный Лермонтов был молодец только на уроках словестности, а не на уроках математики. Умел ли будущий поэт хорошо считать?
Вот как он пишет о Большом театре, который тогда назывался Петровским.
"Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!.."
Вспоминаем как выглядит Большой театр сейчас. Сомнений в том, что лошадок четыре, а не три не возникает.
Только вот современное здание Большого театра было построено в 1856 году. И тогда же установлена квадрига Аполлона.
Может быть, на старом здании красовались только три лошадки?
Посмотрим на литографию 1825 года.
Рассмотрим поближе и посчитаем лошадок.
Лошадок тоже четыре. Только здесь совсем не понятно, в какую сторону они везут Аполлона. Возможно, они просто хотят разорвать его на части.
Почему же в 1825 году лошадей четыре, а в 1834 Лермонтов видит только три?
Может, их всё-таки ещё раз поменяли ещё до пожара?
В 1853 году от пожара убегают тоже четыре лошади.
Но вид театра, который мы лицезреем во время пожара, это результат его реконструкции 1843 года. В 1834 году, он мог выглядеть иначе.
Есть изображение 1830-х годов, точнее не указано.
Коней снова четыре.
Ни одного изображения Большого театра, где лошадей было бы три, я найти не смогла.
Но всё таки это не значит, что Михаил Юрьевич не умел считать. Вполне возможно, что какое-то время на Большом театре и стояла скульптура Аполлона, управляющего тройкой.
Хотя для Аполлона это совсем не свойственно, этот бог почему-то предпочитал квадриги.
А вы как думаете? Почему Лермонтов в 1834 году видел только трёх коней на Большом театре?
Пишите в комментариях подписывайтесь на канал КультПрогулка
Сколько стоят билеты в Большой театр
Два изображения Большого театра одного и того же года, а как будто два разных здания. Куда-то пропала высота колонн