Предыдущая главка "Через зону военных действий" здесь
Доехав домой, на Съезжинскую, наша семья оказалась перед двумя проблемами. В магазинах мы не смогли купить продукты, так как в городе была введена карточная система. А у нас, естественно, карточек не было. И нам пришлось в этот вечер обращаться за помощью к знакомым. Конечно, нас выручили. Покормили.
Вторая проблема была сложнее. Она заключалась в том, что родители, которые оба были во время эвакуации преподавателями 77-й школы, оказались в день прибытия в город безработными. Об этом их предупредил прямо на ст. Навалочная встречавший эшелон представитель Городского отдела народного образования. В день прибытия сообщение об увольнении получили все преподаватели 77-й школы, которые сопровождали детей в Боровичский район и обратно. С формальной точки зрения это было логично. Школа была официально закрыта. Миссия по эвакуации детей в деревню Каменный Остров завершена. Смущало лишь то, что прибывшим из эвакуации преподавателям необходимо было какое-то время, чтобы получить продовольственные карточки. Ну и определиться, где они будут дальше работать.
На следующее утро отец отправился в администрацию Петроградского района. Там к нему отнеслись очень внимательно. Проблема карточек была решена сразу же. Затем ему и маме предложили места для трудоустройства, которые им могли бы подойти, учитывая их инвалидность. И как бы вскользь, между прочим, предложили другой вариант – выезд в эвакуацию в Северный Казахстан, по путевке Ленинградского городского совета. По словам работников райисполкома, отъезд в эвакуацию был среди ленинградцев не популярен. Поэтому и отцу они предлагали его просто для порядка. К их удивлению, отец отнесся к предложению более чем серьезно и попросил дать ему время, чтобы посоветоваться с супругой.
Дома решение было принято в тот же день. И на следующее утро в райисполкоме отцу вручили удостоверение, подтверждающее, что семья эвакуируется из Ленинграда по решению государственных органов власти. Вручили путевку на эшелон, отправляющийся 16 августа с Московского вокзала в 20.00 и разрешение на получение продовольствия и хлеба на 10 дней вперед.
Когда наши знакомые узнали о том, что мы эвакуируемся в Казахстан, они дружно стали отговаривать родителей от такого шага. Нас тогда это очень удивило. Доводы у знакомых были различны, и, следует сказать, по содержанию достаточно серьезны. Говорили, что если мы уедем, то можем потерять все имущество и свою квартиру. (К сожалению так, действительно, и случилось). Говорили о тяжелых условиях жизни в далеком Казахстане, о том, как трудно будет там устроиться. (Да, так и было. Но справились.) Пугали тяжелой, невероятно длинной дорогой на восток, да еще в военное время. (Это оказалось не так. Поездка в эшелоне была безопасной и обеспеченной всем необходимым). Наконец, некоторые наши знакомые утверждали, что войну в Ленинграде легче будет пережить, чем где-либо в другом, менее обустроенном месте. (Без комментариев!) Был даже такой довод!
У нашей же семьи в противовес этому перед глазами стояли те восемь дней, которые мы только что провели на Рыбинской железной дороге, в «зоне боевых действий», в полуголодном состоянии. Там мы готовы были отдать за сохранение своих жизней не только квартиру. Там мы поняли, как выглядит война. И мы пытались объяснить это своим знакомым. Но они нас не слышали. А родители, будучи инвалидами, хорошо понимали, что в складывавшейся на их глазах военной обстановке вокруг города, они спастись не сумеют. И своих детей не спасут.
Мудрое решение было принято. Надо было собираться в дорогу. Правда, никто толком не знал, что нужно брать с собой в далекий Казахстан. На какой срок эвакуации следует рассчитывать. Можно ли будет что-то из вещей купить на месте. Наконец, сборы были завершены.
16 августа за два часа до отправления мы с вещами добрались до Московского вокзала. Эшелон стоял на путях, с которых, в мирное время отправлялись пассажирские поезда, и состоял из больших четырехосных грузовых вагонов. По своей длине он раза в три, если не больше, превышал длину обычного пассажирского поезда. Его первые вагоны находились значительно дальше того места, где оканчивался перрон.
Мы приехали рано. И разместились в вагоне ближе к хвостовой части. Всего нар в вагоне было восемь, в два яруса. Наша мама, имея уже опыт поездок в эшелонах, постелила на доски одеяла и положила подушки. Вещи разместили под нарами. Между тем, ко времени отправления, эшелон был далеко не заполнен. Даже в нашей, хвостовой его части, которая находилась в пределах вокзала, не все места были заняты. Прошел час, потом два, но эшелон по-прежнему стоял на вокзале. И неожиданно в вагон начало входить большое число людей с вещами. Но это были не ленинградцы. Постепенно выяснилось, что идет посадка беженцев, добравшихся до Ленинграда из городов, где шли бои. Главным образом из Прибалтики. Нары быстро заполнились. Но поток беженцев не иссякал. Через некоторое время им пришлось занимать места на полу между нарами или возле широкой вагонной двери. Но они были рады и этому. Наконец, все пространство вагона было занято. Стало заметно теснее. Но мы не расстраивались по этому поводу. Начали знакомиться.
Отошел эшелон от вокзала лишь около 23-х часов. Двигался он небыстро, в полной темноте. К августу от белых ночей уже не осталось и следа. Длительное время путь проходил по пригородам. Но не было видно ни огонька. Стояла тишина. Лишь колеса постукивали на стыках
Вдруг кто-то сказал – «Мга». Станция Мга. Скорость снизалась еще больше. В это время сквозь облака начала просвечиваться луна и, благодаря ей, все, кто стоял у полуоткрытой двери, увидели, что вокруг простирается большая железнодорожная станция, разгромленная так, что на всем ее пространстве не было ничего целого. На всем ее протяжении был лишь один целый, восстановленный на всем ее протяжении железнодорожный путь, по которому шел наш эшелон. В те дни этот путь оставался единственным средством сообщения нашего города с остальной страной
Луна вновь ушла за облака. И постепенно набирая скорость, наш эшелон начал свое движение в сторону неведомого нам, далекого Северного Казахстана.
г. Всеволожск Ленинградской области // Начало очерка здесь
Tags: Страницы ИсторииAuthor: Тукумцев Будимир