Найти тему
Navygaming Channel

Из архива Navygaming: Сражение в Коралловом море – последний бой «Лексингтона»

К весне 1942 года американский флот постепенно оправился от первого шока, вызванного внезапным ударом японцев по Перл-Харбору, и смог постепенно активизировать свои действия, нанося удары по береговым объектам и кораблям противника, стараясь хотя бы немного снизить темпы японского наступления. Авианосцы типа «Лексингтон» приняли активное участие практически во всех боевых операциях этого этапа, успев и нанести поражения противнику, и получить первые повреждения (АВ «Саратога» в январе 1942 года получил торпеду в борт от японской подводной лодки и находился на ремонте в Бремертоне).

Авианосец CV-2 «Лексингтон» с торпедоносцами Т4М, 1931 год
Авианосец CV-2 «Лексингтон» с торпедоносцами Т4М, 1931 год

Весной японское командование продолжило операции по расширению своего оборонительного периметра, запланировав захват Порт-Морсби и Тулаги, атолла Мидуэй и Алеутских островов. Было сформировано Оперативное соединение «МО» под командованием вице-адмирала Иноуэ, состоявшее из Сил вторжения (контр-адмирал А. Гото), 25-й воздушной флотилии (в Рабауле) и авианосного ударного соединения (вице-адмирал Т. Такаги). Можно по-разному оценивать данный план, но главным его недостатком был тот факт, что американцы примерно знали о подробностях его осуществления и приняли соответствующие меры.

Авианосец CV-5 «Йорктаун» с самолетами на борту, Сан-Диего, штат Калифорния, 1940 год
Авианосец CV-5 «Йорктаун» с самолетами на борту, Сан-Диего, штат Калифорния, 1940 год

По решению Ч. Нимитца два оперативных соединения были объединены в одно – TF-17 под командованием контр-адмирала Ф. Флетчера, куда вошли авианосцы CV-5 «Йорктаун» и CV-2 «Лексингтон», 6 крейсеров, 12 эсминцев и 2 танкера. Воздушными силами соединения руководил контр-адмирал О.У. Фитч с АВ «Лексингтон». Всего на палубах американских авианосцев находилось 143 самолета, на японских авианосцах примерно столько же – 147 (табл.1).

-3

В течение нескольких дней (с 3 по 6 мая 1942 года) каждый из противников занимался «своими» делами. Японские войска захватили остров Тулаги, отбивали атаки американских палубных самолетов с «Йорктауна», готовились к удару по Порт-Морсби, концентрируя силы. В свою очередь американский командующий старался по возможности нанести как можно большие потери силам вторжения противника и найти японские авианосцы.

И только утром 7 мая противники обнаружили друг друга. Первыми подняли самолеты и нанесли удар японцы. Самолет-разведчик обнаружил «авианосец и крейсер» – японские ударные самолеты были подняты в воздух и атаковали цель, которой в действительности оказались американский танкер «Неошо» и эсминец «Симс». В течение нескольких минут эсминец был потоплен, а танкер поражен семью прямыми попаданиями бомб и был позже затоплен. Но эти два корабля не зря погибли, они отвлекли на себя первый мощный удар в ответственный момент завязки боя. В это же время американцы также обнаружили корабли противника.

Схема сражения в Коралловом море, 7-8 мая 1942 года
Схема сражения в Коралловом море, 7-8 мая 1942 года

Авиагруппа АВ «Лексингтон» сначала не принимала активного участия в первом этапе сражения, решая задачи противовоздушной обороны соединения. Но как только были обнаружены корабли противника (по докладам разведчиков «два авианосца и четыре тяжелых крейсера»), с «Лексингтона» на расстоянии около 200 миль от цели были подняты 10 «Уайлдкэтов», 28 «Доунтлессов» и 12 «Дивастейторов» (по данным С.Э. Моррисона: «…15 бомбардировщиков, 10 разведчиков, 12 торпедоносцев, 10 истребителей и командир авиагруппы с 8 бомбардировщиками-разведчиками»). Во второй волне шли 43 самолета с авианосца «Йорктаун».

Ударная группа коммандера У. Олта с «Лексингтона» первой вышла на цель, которой по «счастливой» случайности оказался японский легкий авианосец «Сехо» из группы прикрытия сил вторжения. У этого авианосца были совершенно другие задачи, и встреча с ударными американскими самолетами не входила в его планы, однако судьба распорядилась по-иному.

Бомбардировщики SBD «Доунтлесс» на палубе CV-2 «Лексингтон», 1941 год
Бомбардировщики SBD «Доунтлесс» на палубе CV-2 «Лексингтон», 1941 год

Японский авианосец также заметил американские самолеты и начал маневрировать, пара японских «Зеро» сделали неудачную попытку перехватить американцев, но шансы были неравны (табл.1).

Первые три пикировщика прорвали заслон, но не добились прямых попаданий – только один близкий разрыв бомбы сбросил за борт с полетной палубы «Сехо» пять самолетов. Затем атаковали остальные американские пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и истребители с «Лексингтона», а за ними и ударные самолеты с «Йорктауна». 93 самолета против одного легкого авианосца! Как пишет С.Э. Моррисон: «….Ни один корабль бы не уцелел при такой сосредоточенной атаке. Получив попадание двух тысячефунтовых бомб, «Сехо» вспыхнул и остановился. Последовали новые попадания, и к 11.30 весь корабль был изрешечен бомбами, торпедами и взорвавшимися самолетами…. В 11.31 был дан приказ покинуть корабль, и через пять минут авианосец затонул». Всего японский авианосец получил 13 попаданий 454-кг бомб и 7 торпед – слишком много для авианосца водоизмещением 14 200 т. Здесь можно отметить, что авианосец «Сехо» стал первым авианосцем, который потопила палубная авиация, и, может быть, символичен тот факт, что участие в его потоплении принял один из первых «настоящих» авианосцев США – авианосец CV-2 «Лексингтон».

Вид на полетную палубу авианосца CV-2 «Лексингтон» в 15.00 8 мая 1942 года, во время битвы в Коралловом море
Вид на полетную палубу авианосца CV-2 «Лексингтон» в 15.00 8 мая 1942 года, во время битвы в Коралловом море

Но сражение еще не закончилось. Утром 8 мая противники почти одновременно обнаружили друг друга и подняли самолеты для удара. В этот раз первыми на японские авианосцы вышли самолеты «Йорктауна», которые добились двух бомбовых попаданий по АВ «Секаку». Авиагруппе «Лексингтона» повезло меньше – они не смогли своевременно обнаружить противника, кроме того часть самолетов не имела достаточного количества топлива, и на цель вышли только 4 пикирующих бомбардировщика и 11 торпедоносцев под прикрытием 6 истребителей. Эта группа смогла обнаружить уже горевший «Секаку» и добиться еще одного бомбового попадания. Однако только один из пикировщиков смог вернуться на корабль, также были потеряны 2 истребителя и 1 торпедоносец.

Пока американские ударные самолеты атаковали авианосец «Секаку», японская ударная группа в составе из почти 70 самолетов (33 пикирующих бомбардировщика, 18 торпедоносцев и 18 истребителей) атаковала американские авианосцы. Американцы смогли противопоставить этой атаке всего 17 истребителей боевого воздушного патруля, 23 бомбардировщика SBD, находившихся в воздухе, и огонь своей зенитной артиллерии. Американские авианосцы разделились, маневрируя самостоятельно, корабли сопровождения также оказались разделены, что существенно снизило плотность зенитного огня.

Авианосец «Йорктаун» прибыл в Перл-Харбор после битвы в Коралловом море, 27 мая 1942 года
Авианосец «Йорктаун» прибыл в Перл-Харбор после битвы в Коралловом море, 27 мая 1942 года

Первым был атакован огромный «Лексингтон» – именно его выбрали в качестве главной цели японские торпедоносцы. Как вспоминал Ф. Шерман (в то время командир «Лексингтона»): «…Атака была прекрасно скоординирована. Я видел с мостика, как бомбардировщики круто пикировали из многочисленных точек, а торпедоносцы почти одновременно с бомбардировщиками подходили с носовых секторов с обоих бортов. Я не мог укрыться от бомбардировщиков, но мог попытаться уклониться от торпед…».

Торпедоносцы атаковали «Лексингтон» справа и слева по носу, готовясь сбросить торпеды на дистанции 900-1 300 метров с высоты от 15 до 60 м. Капитан Шерман принял меры по уклонению от торпед, однако это было сделать очень трудно, особенно от 11 торпед сразу. К сожалению, размеры «Лексингтона» не позволяли осуществлять быстрое маневрирование, его диаметр циркуляции составлял 1 350-1 800 метров (у «Йорктауна» – всего 900 м), и уклоняться от такого количества торпед было сложно. В 11.20 «Леди Лекс» получила первое торпедное попадание в носовую часть с левого борта, затем второе, с того же борта напротив мостика. За ударом торпедоносцев последовала атака пикирующих бомбардировщиков, которые добились 5 попаданий: одна из бомб попала в ящик с боезапасом для 127-мм орудий в носовой части с левого борта, другая повредила дымовую трубу. Близкими разрывами бомб также была повреждена подводная часть корпуса (броневой пояс здесь не помог). Атака на «Лексингтон» длилась всего 9 минут.

Схема попаданий торпед и бомб в авианосец CV-2 «Лексингтон»
Схема попаданий торпед и бомб в авианосец CV-2 «Лексингтон»

Авианосец «Йорктаун» также не избежал повреждений, однако ему удалось увернуться от всех торпед, а одно единственное попадание 400-кг бомбы и два близких разрыва не смогли причинить ему серьезных повреждений.

У АВ «Лексингтон» было не все так хорошо, но его состояние все же вселяло надежду на удачный исход. Авианосец получил крен 7 градусов, три котельных отделения были частично затоплены, подъемники для самолетов не действовали (их заклинило в верхнем положении), в трех местах пылали пожары. Однако полетная палуба была готова к выпуску и приему самолетов, а машины могли обеспечить кораблю полный ход. Еще через час положение совсем стабилизировалось, летные операции стали проводиться почти нормально. За период с 13.00 до 13.45 совершили посадку 39 самолетов, и были подняты в воздух истребители патруля ПВО.

Осмотр поврежденного 127-мм орудия «Лексингтона» после бомбового попадания
Осмотр поврежденного 127-мм орудия «Лексингтона» после бомбового попадания

Как пишет С.Э. Моррисон: «Коммандер Хили, командир группы за живучесть, докладывая …. Ф. Шерману, даже пошутил: «Мы временно поправили причиненные торпедами повреждения, ликвидировали пожары, и скоро корабль будет на ровном киле. Но я рекомендовал бы, сэр, если уж Вы будете еще получать попадания торпедами, то получайте их в правый борт».

Однако, как оказалось, кораблю угрожала еще одна опасность – от взрывов торпед в цистернах авиабензина образовалась течь, и в замкнутом помещении огромного ангара, несмотря на работу всех вентиляторов, стала угрожающе расти концентрация паров бензина. В 12.47 корабль содрогнулся от ужасного внутреннего взрыва: прервалась внутренняя связь, в том числе с центральным постом, вновь в помещениях корабля запылали пожары, нарушились коммуникации (в том числе и пожарная магистраль), кое-где начали рваться боеприпасы.

Экипаж покидает тонущий CV-2 «Лексингтон», 8 мая 1942 года, Коралловое море
Экипаж покидает тонущий CV-2 «Лексингтон», 8 мая 1942 года, Коралловое море

Примерно в 14.45 раздался второй сильный внутренний взрыв, которым была выведена из строя вся вентиляционная система в котельных и машинных отделениях, и командир корабля дал команду личному составу покинуть их. Корабль постепенно терял ход, и в 16.30 АВ «Лексингтон» остановился. Помощь с кораблей охранения не принесла большой пользы – пожары продолжали охватывать все новые помещения авианосца. Ф. Шерман писал: «На этот раз борьба с огнем была невозможна. Все время происходили новые взрывы. Сообщали, что боевые зарядные отделения торпед находятся на полетной палубе при температуре 140 градусов, бомбовый запас находился в непосредственной близости от огня, и я считал, что корабль подвергался опасности в любую минуту взлететь на воздух….».

В 17.07 был дан приказ покинуть корабль, эвакуация всех 2 735 человек прошла очень организованно, 3 эсминца забрали весь экипаж «Лексингтона». При эвакуации не погиб ни один человек, как отмечают все исследователи: «…была спасена даже собака Шермана».

Как пишет С.Э. Моррисон: «… оставление корабля производилось планомерно, методично и чрезвычайно неохотно. … Одна группа людей, ожидавших своей очереди спуститься за борт, доедала мороженое, оставшееся в корабельном буфете. Никто из спустившихся за борт не утонул».

Пожар на «Лексингтоне» после взрыва паров бензина во внутренних помещениях
Пожар на «Лексингтоне» после взрыва паров бензина во внутренних помещениях

Капитан корабля Ф. Шерман в своей книге «Война на Тихом океане» добавляет еще подробностей: «… Офицеры и матросы, так же как и я, не хотели покидать корабль… Часть личного состава, которой пришлось дожидаться своей очереди спускаться с корабля, пошла вниз в кладовую, где пока не было пожара. Они наполнили свои шлемы мороженым и, стоя на палубе, поедали его. С бортов были спущены концы, по которым матросы должны были спускаться в воду. Некоторые из них, прежде чем покинуть корабль, аккуратно устанавливали на палубе свои ботинки, как будто они еще собирались вернуться. Не было ни малейшей паники или беспорядка. Я гордился ими».

После эвакуации всего экипажа авианосец покинули командир морской пехоты, находившейся на авианосце, старший помощник командира и командир авианосца. Последним, как и положено, корабль покинул командир АВ «Лексингтон» – капитан 1 ранга Ф. Шерман, соскользнувший по канату в воду, где его и подобрала шлюпка с эсминца.

Но даже после того, как его покинул весь экипаж, «Лексингтон» продолжал оставаться на плаву и своим пожаром освещать все вокруг. И только после того, как ему в борт ударили четыре торпеды, выпущенные эсминцем «Фелпс» по приказу адмирала Ф. Флетчера, авианосец медленно затонул.

Последние минуты авианосца «Лексингтон»
Последние минуты авианосца «Лексингтон»

«Корабль погрузился в воду на ровном киле и еще развевающимся на ноке-рея последним флажным сигналом «Я покидаю корабль». Когда он скрылся из виду, раздался сильнейший подводный взрыв его артиллерийских погребов. Это был конец авианосца «Лексингтон» (Ф.Шерман).

Сражение в Коралловом море закончилось, противники разошлись подводить итоги, подсчитывать потери и радоваться победам. По-разному оценивают историки результаты данного боя, мы же не будем давать свою оценку. Просто сделаем вывод, что «Лексингтон» в этом бою продемонстрировал все что мог: и свою живучесть, и свою эффективность, и подготовленность авиагруппы и своего экипажа, и свои недостатки. Своей гибелью авианосец, вероятно, помог в дальнейшем флотоводцам и капитанам кораблей осознать роль и место нового оружия в современном морском бою.

Более подробно о судьбе авианосца - журнал Navygaming, №2(12)/2015