Найти тему
АудиоНатурал

Самопальное стерео. «Гаражный вариант». Часть 6. Выбор вертушки

Оглавление

На острие иглы

Нам осталось дополнить стереосистему еще, как минимум, двумя элементами – проигрывателем винила и фонокорректором. Начнем с проигрывателя.

За годы увлечения музыкой самых разных жанров и направлений, через мои руки прошло множество вертушек, как импортных, так и отечественных. Какие-то из них, как правило, сравнительно недорогие, но вполне приличные, были у меня в собственности, какие-то, а этих было большинство, привозили друзья и знакомые, чтобы я привел их аппараты в чувство. Мне кажется, что из длинного списка знакомых мне вертушек к нашей системе с точки зрения качество/цена больше всего подойдет «Вега ЭП-122-стерео», которую в начале 90-х выпускал знаменитый на весь Союз Бердский радиозавод.

Разумеется, отечественная промышленность в свое время выпускала и куда более серьезные проигрыватели грампластинок, и мы о них как-нибудь обязательно поговорим, но, повторюсь, для нашего «гаражного варианта» последняя виниловая «Вега» в качестве источника будет именно то, что надо.

Ко мне лет 20 назад такой аппарат попал по чистой случайности в обмен на бутылку «армянского» коньяка сомнительного происхождения. Дешевизна сделки стала причиной того, что я на досуге занялся изучением вертушки, выявлением ее достоинств и недостатков, усугублением первых и устранением вторых. Пришла пора поделиться знаниями и практикой их применения.

Достоинства

1. Модель была построена на основе шасси, двигателя, привода, опорного диска, автоматики и тонарма от польской вертушки Unitra G-1001 (Бердский радиозавод отметился только блоком стробоскопа). Несмотря на недостатки социалистической индустрии, все перечисленные элементы были изготовлены качественно и аккуратно. Импортные электронные компоненты чистенько распаяны на ровненькой плате, дорожки которой не пузырились от зеленого медного окисла. Все это обеспечивало исключительную надежность проигрывателя.

-2

2. Простота конструкции. Ничего лишнего, за исключением, разве что, механической автоматики (старт/стоп, микролифт, возврат тонарма), которую польские конструкторы не придумали сами, а попросту скопировали с какого-то недорогого «японца». Если мне не изменяет память, точно такую же автоматику, вплоть до размеров и использованных материалов, я видел у какого-то Sanyo середины 70-х.

3. Сравнительно легкий тонарм на качественных подшипниках, оснащенный примитивным, но вполне рабочим антискейтингом.

4. Пассиковый привод опорного диска.

5. Очень хорошее для аппаратов такого класса соотношение сигнал/рокот (-64 дБ).

6. Конструкция шелла позволяет установить головку, несколько отличающуюся от родного картриджа геометрией, и точно настроить азимут.

Недостатки (излечимые и неизлечимые)

1. Слабый мотор, и, как следствие – очень большая разница в диаметрах ведущего шкива двигателя (явно маловат) и пластмассового шкива под опорным диском. Такое решение негативно сказывалось на состоянии пассика, а по мере его износа – на стабильности вращения опорного диска (не лечится).

-4

2. Отсутствие кварцевой стабилизации частоты вращения опорного диска (обычное дело для вертушки, как писали тогда в паспортах, «первого класса сложности», не лечится).

3. Выходной кабель, мягко говоря, не аудиофильского уровня (разумеется, лечится).

4. Головка Unitra Mf-100. На мой вкус, слабый картридж, отличающийся плоским, невыразительным звучанием (обязательно лечится).

-5

5. Легкий корпус, изготовленный из очень звонкого пластика и опирающийся на ножки, которые обладают не выдерживающими критики демпфирующими свойствами (лечится, причем, довольно просто).

6. Несъемный шелл (лично мены это не напрягает).

На этом пока все. В следующий раз поговорим о том, какими критериями следует руководствоваться при покупке проигрывателя «Вега ЭП-122-стерео», как лечить его врожденные недуги и как проводить профилактику.

Самопальное стерео. «Гаражный вариант». Часть 7

Если интересно – подписывайтесь!