На острие иглы
Нам осталось дополнить стереосистему еще, как минимум, двумя элементами – проигрывателем винила и фонокорректором. Начнем с проигрывателя.
За годы увлечения музыкой самых разных жанров и направлений, через мои руки прошло множество вертушек, как импортных, так и отечественных. Какие-то из них, как правило, сравнительно недорогие, но вполне приличные, были у меня в собственности, какие-то, а этих было большинство, привозили друзья и знакомые, чтобы я привел их аппараты в чувство. Мне кажется, что из длинного списка знакомых мне вертушек к нашей системе с точки зрения качество/цена больше всего подойдет «Вега ЭП-122-стерео», которую в начале 90-х выпускал знаменитый на весь Союз Бердский радиозавод.
Разумеется, отечественная промышленность в свое время выпускала и куда более серьезные проигрыватели грампластинок, и мы о них как-нибудь обязательно поговорим, но, повторюсь, для нашего «гаражного варианта» последняя виниловая «Вега» в качестве источника будет именно то, что надо.
Ко мне лет 20 назад такой аппарат попал по чистой случайности в обмен на бутылку «армянского» коньяка сомнительного происхождения. Дешевизна сделки стала причиной того, что я на досуге занялся изучением вертушки, выявлением ее достоинств и недостатков, усугублением первых и устранением вторых. Пришла пора поделиться знаниями и практикой их применения.
Достоинства
1. Модель была построена на основе шасси, двигателя, привода, опорного диска, автоматики и тонарма от польской вертушки Unitra G-1001 (Бердский радиозавод отметился только блоком стробоскопа). Несмотря на недостатки социалистической индустрии, все перечисленные элементы были изготовлены качественно и аккуратно. Импортные электронные компоненты чистенько распаяны на ровненькой плате, дорожки которой не пузырились от зеленого медного окисла. Все это обеспечивало исключительную надежность проигрывателя.
2. Простота конструкции. Ничего лишнего, за исключением, разве что, механической автоматики (старт/стоп, микролифт, возврат тонарма), которую польские конструкторы не придумали сами, а попросту скопировали с какого-то недорогого «японца». Если мне не изменяет память, точно такую же автоматику, вплоть до размеров и использованных материалов, я видел у какого-то Sanyo середины 70-х.
3. Сравнительно легкий тонарм на качественных подшипниках, оснащенный примитивным, но вполне рабочим антискейтингом.
4. Пассиковый привод опорного диска.
5. Очень хорошее для аппаратов такого класса соотношение сигнал/рокот (-64 дБ).
6. Конструкция шелла позволяет установить головку, несколько отличающуюся от родного картриджа геометрией, и точно настроить азимут.
Недостатки (излечимые и неизлечимые)
1. Слабый мотор, и, как следствие – очень большая разница в диаметрах ведущего шкива двигателя (явно маловат) и пластмассового шкива под опорным диском. Такое решение негативно сказывалось на состоянии пассика, а по мере его износа – на стабильности вращения опорного диска (не лечится).
2. Отсутствие кварцевой стабилизации частоты вращения опорного диска (обычное дело для вертушки, как писали тогда в паспортах, «первого класса сложности», не лечится).
3. Выходной кабель, мягко говоря, не аудиофильского уровня (разумеется, лечится).
4. Головка Unitra Mf-100. На мой вкус, слабый картридж, отличающийся плоским, невыразительным звучанием (обязательно лечится).
5. Легкий корпус, изготовленный из очень звонкого пластика и опирающийся на ножки, которые обладают не выдерживающими критики демпфирующими свойствами (лечится, причем, довольно просто).
6. Несъемный шелл (лично мены это не напрягает).
На этом пока все. В следующий раз поговорим о том, какими критериями следует руководствоваться при покупке проигрывателя «Вега ЭП-122-стерео», как лечить его врожденные недуги и как проводить профилактику.
Самопальное стерео. «Гаражный вариант». Часть 7