Существует множество способов украсить ткань своими руками. Один из них — набойка. Первоначально изготовлением набивных тканей занимались иконописцы-травщики, а уже позднее позднее появились мастера по нанесению орнамента на полотно, резчики по дереву.
По белой или предварительно окрашенной ткани отбивали рисунок, то есть прикладывали доску с резным изображением и ударяли по ней, чтобы краска хорошо проникла в волокна полотна. Доски для набойки изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха.
Ремеслом набойки занимались во многих областях России. Набивные ткани шли на пошив мужской и женской одежды, церковных облачений и знамен, из украшенной ткани делали скатерти, пологи, занавеси, ею переплетали книги. Яркая уникальная ткань с набойкой заменяла дорогие заморские шелка и бархат.
В старину узор наносили на ткань масляными красками так называемым верховым способом. Доску покрывали краской и накладывали ее на влажный холст — на ткани получался оттиск узора. В XIX веке также был известен особый метод кубовой набойки белого узора на синюю ткань, также известный как способ «резервирования». На белое полотно наносили узор с доски, покрытой вапой (смесь глины, купороса и клейкого вещества). Ткань после этого опускали в чаны с синей краской. Резервированный — покрытый вапой — узор оставался белым.
На создание орнаментов ремесленников вдохновляли растительный и животный мир, лубочные картинки, иллюстрации книг, гравюры, образцы заморских тканей и ковров. Самыми распространенными видами орнамента набоек были и, пожалуй, остаются растительный и геометрический.
Сюжетные композиции также встречаются в набивных тканях, однако изображения людей на них встретишь нечасто. Однако наиболее распространены как в набойке, так и в вышивке и ткачестве, орнаменты в виде повторяющихся женских фигур с поднятыми руками и всадников на лошадях. Эти изображения берут свое начало еще в древнеславянской традиции, которой было присуще обожествление природы.
В XVIII веке широкое распространение обретают фабричные миткали и ситцы, вытесняя набойку из обихода горожан. Теперь узоры выкладывались из металлических пластин, полосок и гвоздиков. Таким образом, орнаменты стали тоньше, графичнее, детальнее. Крестьянская набойка продолжает свою жизнь в деревне.
Как правило, кубовая набойка двухцветная, ее украшают геометрические и растительные узоры, изображения птиц. Фон мастера иногда заполняли оранжевыми горошинами, что придавало ткани особую красочность, а композиции динамичность.
В начале XIX столетия рядом с кубовой набойкой соседствуют многокрасочные ситцы, исполнявшиеся поначалу с помощью ручной набивки. Лишь в 1830-х годах возникла возможность печатать ситцы механическим путем. Вручную набивались уже только шали и платки из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые с середины XIX века играли немаловажную роль в русском костюме.
Русские набивные ткани и сейчас восхищают нас разнообразием узоров, изобретательностью композиций, нарядными цветовыми сочетаниями, смелостью построения декоративных форм. Это богатое художественное наследие и по сей день используется текстильной промышленностью и отдельными мастерами.