Михайловский дворец получил свое название по имени своего первого владельца, великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла.
Михаил Павлович с супругой великой княжной Еленой Павловной и маленькой дочерью поселился в собственном дворце 30 августа 1825 года.
После смерти Елены Павловны в 1873 году дворец унаследовала её дочь Екатерина Михайловна. К началу 1890-х гг ее семья постепенно переехала в небольшие уютные покои и бывший Манежный флигель, а опустевшие дворцовые залы заметно обветшали. После кончины Великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года ее наследники решили продать дворец. В 1895 году он был выкуплен казной по настоянию Николая II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III.
Картина Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» - одна из первых работ, купленных Александром Третьим специально для создания Русского музея и положивших начало будущей коллекции.
Для будущего музея Александр Третий приобрёл множество работ выдающихся современников: Репин, Поленов, Шишкин. До сих пор они составляют основу постоянной экспозиции. Среди них, например, масштабное полотно Генриха Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине", мимо которого невозможно пройти, гуляя по залам музея.
Приобретения императора, которые хранятся в фондах, сейчас можно увидеть на специальной выставке в Михайловском замке, куда вошли около трехсот произведений. Но Александр Третий осуществить задуманное не успел - музей открывал уже его сын, который дополнил коллекцию.
Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898 года. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар. Коллекция музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет — с Х по ХХI век.
В наши дни дело великих князей продолжает директор Русского музея Владимир Гусев. Его автограф – 12-й в списке руководителей.
На своем посту Владимир Гусев уже 32 года, за это время многое изменилось: и в жизни музея, и в стране, и в мире. В конце 80-х Русский музей размещался в одном здании Михайловского дворца, теперь к нему добавились Строгановский и Мраморный дворцы, Инженерный замок, Летний дворец и домик Петра Первого.
Фонды музея ежегодно пополняются в среднем на 1700 новых предметов, и во многом благодаря дарителям.
Именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.
Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.
И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее. Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо.
Подробно о картинах сокровищницы русского искусства можно узнать в Русском музее или посетив библиотеку, где собрано большое количество альбомов о Русском музее и великих художниках, чьи полотна составляют его коллекцию.