К северо-востоку от Эдинбурга находится залив Ферт-оф-Форт (Firth of Forth). Здесь в 1890 году было завершено строительство одного из самых первых и протяженных на то время в мире консольных железнодорожных мостов -мост Форт Бридж (Forth Bridge). По опросу жителей Шотландии в 2016 году большинством голосов мост Форт Бридж был признан «величайшим рукотворным чудом Шотландии», а с 2015 года этот мост входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда я и отправлюсь сегодня, чтобы увидеть это инженерное чудо своими глазами. От ж/д вокзала Уэверли (Waverley) из Эдинбурга всего 14 км и 15 минут езды (3 остановки) до станции Далмени (Dalmeny), от которой пешком можно дойти до этой достопримечательности.
С ж/д платформы впереди уже виден красный мост.
Путь к заливу от станции лежит через небольшой лесочек с живописными дорожками, старыми крутыми деревянными и каменными лестницами, сквозь ограждения которых со временем проросли корни деревьев.
С обеих консольных частей моста устроен виадук. В северной части он состоит из пяти пролетов, в южной – из десяти пролетов.
Конические опоры подходных эстакад моста выполнены из кирпича, и их форма выглядит идеальной. Они были построены по отдельному проекту инженера Джеймса Карсуэлла.
Проект стального моста на основе консольной конструкции через залив Ферт-оф-Форт был разработан британскими инженерами Джоном Фоулером и Бенджамином Бэйкером. С одобрения парламента в декабре 1882 года началось строительство моста, завершившееся к январю 1890 года. Церемония открытия моста Форт Бридж состоялась в марте 1890 года, на ней присутствовали принц Уэльский, Бенджамин Бэйкер и Густав Эйфель (напомню, что Эйфелева башня была построена в 1889 году и не удивительно было присутствие французского инженера на открытии еще одного грандиозного сооружения из металла в конце XIX века).
Общая протяженность ж/д моста составляет 2,467 км. Железнодорожное полотно находится на высоте 48,2 м над уровнем воды во время прилива. Три металлические опоры моста имеют высоту по 106,7 м. Центральная опора расположена посередине залива возле необитаемого острова Инчгарви (Inchgarvie), на котором можно разглядеть сохранившиеся средневековые постройки.
Днем можно совершить небольшой круиз по заливу на кораблике с заездом на остров Инчколм (Inchcolm). К слову, в интернете нашлась старая информация (от 2013 года), что острову требуется смотритель для замка XIII века. Интересное, на мой взгляд, предложение для человека, ищущего уединения за 20 тыс. фунтов в год. Но сегодня был понедельник, а по понедельникам никаких круизов. Поэтому, не смотря на моросящий дождик, я пойду в расположенный рядом маленький городок (или деревню) Саут-Квинсферри (South Queensferry), лежащий на берегу залива.
Дома, выходящие на главную улицу, преимущественно очень старые. На некоторых можно увидеть даты постройки 1663, 1629, 1879 и др.
Эта городская башня с часами 1887 года.
Приятно было посидеть в тепле скрываясь от дождя в кафе за чашкой кофе и смотреть в просвет между домами, где виден залив и мост Форт Бридж.
Дождик перестал, и я продолжу осмотр города. Черное здание с белыми наличниками называется «Черный замок» («Black Castle»). Оно было построено в 1626 году. Есть короткая местная история про этот дом. Его первый владелец капитан пропал бесследно в море, а его служанку и нищенку объявили колдуньями, причастными к этому происшествию и сожгли на костре. Дом был восстановлен в 1950-х годах. Соседний дом с красным входом почти его ровесник и имеет дату на фасаде «1683».
Здание церкви Святой Марии было возведено в 1450-х годах для ордена кармелитов. В настоящее время это единственная сохранившаяся церковь кармелитов на Британских островах и самая старая постройка в городе Саут-Квинсферри.
Старое здание гостиницы постройки XVII века расположено возле южной части моста Форт-Бридж. Считается, что именно оно упоминается в романе «Похищенный» Р.Л. Стивенсона.
Кроме тихих и весьма атмосферных улиц с колоритными домиками этот городок примечателен тем, что здесь можно увидеть сразу три висячих моста. Первый и самый старый из них я уже видела. От него хорошо просматриваются еще два автодорожных моста.
Мост Форт-Роуд-Бридж (Forth Road Bridge) был построен в 1964 году на месте существовавшей старой паромной переправы. Он стал самым длинным висячим мостом в Европе. Длина моста составляет 2,512 км, ширина – 33 м. Кроме того, до 2017 года мост Форт-Роуд-Бридж был и самым высоким висячим автодорожным мостом в стране. Высота проезжей части над водой составляет 44 м, высота пилонов-156 м.
В 2004 году у моста Форт-Роуд-Бридж была выявлена потеря прочности на 10% в следствие коррозии. Для ремонта и последующей разгрузки от автотранспорта моста Форт-Роуд-Бридж, рядом с ним в 2017 году построили мост Квинсферри-Форт-Кроссинг (Queensferry- Forth- Crossing). Это трехпролетный вантовый мост с тремя 207 - метровыми опорными стойками. Общая длина нового моста составила 2,7 км. По мосту Квинсферри-Форт-Кроссинг в настоящее время осуществляется движение транспортных средств большой грузоподъемности и автомобилей. Движение общественного автотранспорта, велосипедистов и пешеходов осуществляется по мосту Форт-Роуд-Бридж после его ремонта.
Пасмурная погода и несостоявшаяся морская прогулка по заливу не испортили мою поездку к трем шотландским мостам. На прощанье еще одно фото с тремя мостами в лучах проглянувшего солнца.