Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что не хочет, чтобы в городе в условиях пандемии коронавируса появилась армия. Поэтому в столице введен, как считает мэр, «оптимальный режим самоизоляции». В том числе, поддерживать его призвана система пропусков, которая внедрена в столице с 15 апреля. Помогают ли на самом деле разрешения на перемещение бороться с вирусом? Разбираемся с цифрами в руках.
«Цифровой ошейник» вместо армии
«Во многих других крупных городах ситуация несколько отличается, сначала там вводят очень мягкие, очень демократичные меры, а потом вынуждены вводить войска на улицы. Вот мы не хотим этого сценария, поэтому у нас оптимальный режим самоизоляции установлен в Москве», - сказал Собянин интервью телеканалу «Россия-24».
Не смеем спросить мэра, в каких именно городах сейчас развернуты войска. Но и правда хорошо, что на улицах столицы нет танков. А без них бороться с коронавирусом, как считает Сергей Семенович, помогает в том числе пропускная система, при помощи которой власти следят за перемещениями горожан.
«Решение по введению электронных пропусков было непростым, но оно позволяет точно отслеживать нарушителей самоизоляции и остановить распространение инфекции», - заявил мэр.Собянин также добавил, что с момента ввода электронных пропусков неделю назад поток в городе снизился больше чем на 500 тысяч человек.
Пропуска не помогают. Простые цифры от «Яндекса»
Какой поток снизился? Откуда цифра в полмиллиона? Опять сказать сложно. Но оставим цитаты и перейдем к цифрам. С ними всегда работать приятнее.
Жесткую самоизоляцию в Москве ввели с 28 марта. Ну, пусть с 30 марта, понедельника. Посмотрим, как менялся индекс самоизоляции «Яндекса» за эти неполные четыре недели .
[подпись]Динамика индекса самоизоляции в Москве[конец подписи]
Что это такое? Индекс самоизоляции - это балл, который показывает уровень самоизоляции граждан в городе. Для этого «Яндекс» сравнивает уровень городской активности сейчас и в обычный день до эпидемии. Если он такой же, как в час пик обычного буднего дня - значит, уровень самоизоляции низкий, от 0 до 2,9, и это плохо. Если в городе тихо, как ночью, - это 5 баллов. Чем выше балл, тем сложнее вирусу распространяться, поясняет «Яндекс».
В первую неделю карантина средний индекс самоизоляции в рабочие дни в Москве составил 3,36 балла. За вторую неделю - 3,02. На третьей неделе, когда в городе ввели пропуска, а с 15 апреля начали их проверять, - 3,32 балла.
За четыре дня четвертой недели (со среды в Москве за перемещение без пропуска запрещен прое на общественном транспорте и якобы штрафы с камер видеофиксации) - 3,25 балла.
Легко понять, что лучше всего граждане соблюдали режим самоизоляции в городе, когда никаких пропусков не было. Пропуска добавили индексу 0,3 балла (10%), но по методологии «Яндекса» на улицах все также много людей. Вторая неделя с пропусками пока дает результаты хуже первой. В четверг, 23 апреля, на фоне работы автоматической системы пропусков индекс вообще упал до уровня 3,2 балла. Вывод прост: введение пропусков и их проверок самоизоляции не способствуют и борьбе с вирусом не помогают.
Зачем же тогда пропуска? Два ответа
Конечно, тут можно начинать дискуссию том, что, если бы пропуска не ввели, то все было бы гораздо хуже. Но сослагательное наклонение - штука очень скользкая, и лучше без нужды им не оперировать. Цифры гораздо надежнее.
Да и с точки зрения формальной логики все выглядит просто. Те, кому надо ездить на работу, едут в любом случае, оформляя пропуска или нет. Те, кто запуган полицией и вирусом, и так сидят дома.
При этом масса людей в Москве просто технически безграмотны и не желают (не умеют) возиться с изобретениями московского Департамента информационных технологий. Отсюда, скорее всего, и сотни тысяч машин, которые ездят по городу без пропуска Пропуск получить можно. Но многие вполне резонно не понимают, зачем это нужно, а то и вообще не знают о таких новациях.
Пока что кажется, что пропуска нужны лишь для двух вещей. Первое - отладка и тестирование системы слежения за гражданами. Сейчас как раз хорошее время для такой работы. Ввел режим чрезвычайной ситуации, и на миллионах людей отрабатываешь систему пропусков с иерархией доступа, с привязкой персональных данных, геотаргетированием, камерами слежения и т.д. Это серьезная задача. И она может быть решена.
Второе - сбор денег с нарушителей. Не зря Москва стремительно установила свои штрафы для нарушителей карантина вдобавок к имеющимся федеральным. Свои штрафы - в свой бюджет. И вот уж миллионы рублей текут в московскую кубышку. И это еще не начали собирать деньги за проезд без пропуска под камерами видеофиксации.
В условиях кризиса это вполне понятный источник доходов города. А то, что это последние, возможно, деньги стремительно скатывающихся в нищету граждан - мэрию не волнует. Нарушил - плати. Таков закон.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал