Найти тему

Как вернуть школе осмысленность?

Расскажите о спешке, о том, что надо срочно и бегом выполнять программу этим юным кружевницам из города Калязина Тверской области, а лучше их руководителю Мастеру кружевного дела Березиной Надежде Михайловне - кружевная жакетка на столе - месяцы кропотливого творческого труда... "Быстро только кошки родятся" - скажут вам со смехом те, кто умеет создавать настоящую красоту!
Расскажите о спешке, о том, что надо срочно и бегом выполнять программу этим юным кружевницам из города Калязина Тверской области, а лучше их руководителю Мастеру кружевного дела Березиной Надежде Михайловне - кружевная жакетка на столе - месяцы кропотливого творческого труда... "Быстро только кошки родятся" - скажут вам со смехом те, кто умеет создавать настоящую красоту!

Вчера разбирал с ребятами школьные задания, тесты. Поставьте правильно слова там, поставьте буковку здесь, а вот здесь циферки. Дети уже наловчились – сразу буквы, цифры называют. “Погодите”, - говорю, - “А полностью можешь сказать, что это означает? Что означает то, что ты выбираешь именно эту букву?” Паузы…. Затруднение… Видно, как это непривычно для них, вытаскивать на поверхность смысл того, что делают. Видно, что настоящее выполнение задания у нас ещё впереди. Не тороплю... Подумайте, родные мои солнышки, подумайте...

Урок должен проводится быстрее. Интенсивнее. Очень медленно. Дети уснут! Посмотрите, Вы не укладываетесь в программу!” “Дистанционное обучение нужно, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса!” “Когда мы будем всю эту часть программы осваивать? Осенью придётся всё догонять!” Всё бежим... Всё торопимся программу выполнить. Вам это не что не напоминает? Да, в прошлой статье, пожалуй, я слишком резко это сказал, но сути проблемы это не меняет – не роботов ли мы готовим? Такое впечатление складывается и не только у меня.

Недавно читал очень хорошую статью мамы, которая взялась сама без всяких вирусов учить своего ребёнка на домашнем обучении и столкнулась с точно такой же проблемой. С ней любой столкнётся, кто постарается увидеть осмысленность действий в глазах ребёнка.

Да, такие тесты с буковками удобно проверять. Они специально и разрабатываются для машинной обработки результатов. Но, подобное порождает подобное. Роботы будут готовить роботов.

Между тем, осмысленные ответы – такие как сочинения даже по негуманитарным предметам, проектная работа учеников, требуют и осмысления со стороны учителя, контролирующего уровень знаний. Если ожидается, что кто-то вкладывает душу или даже просто мысль в свои действия, то и со стороны учителя ожидается адекватное вложение осмысленности своих действий, движения души.

Нет-нет, у нас же программа! При чём тут смысл? Осмысленность действий? Зачем это ребёнку? Нам же надо догонять! А вдруг отстанем?

От кого мы отстанем? Кого мы догоняем? Я вот этого никак “не догоняю…”