Найти в Дзене
Дом Среди Лавров

Странные существа на картинах великих художников

Оглавление

Помимо красивых портретов и пейзажей, художники часто создают очень необычные и пугающие образы. Изобразительное искусство менялось на протяжении многих веков, каждой эпохе присущи свои стили и направления. Но независимо от жанра, штриха, техники, некоторые художники всегда изображали странных существ, не то демонов, не то их личные кошмары.

Наличие сказочных существ на холстах вполне можно объяснить, часто это были мифические создания из легенд. Однако, иногда фантазии художников заставляли их рисовать более пугающие и непонятные образы. Кажется, что некоторые произведения искусства несут необъяснимый ужас. Он может кричать, спать, пробираться, мучить и даже смотреть вам прямо в глаза.

Сегодня я представляю вашему вниманию несколько картин, на которых изображены неизвестные и пугающие существа.

«Меланхоличное чудовище» Босха

«Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”»
«Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”»

Босх один из самых великих художников Северного Возрождения! Его работы подобны ребусам над которыми можно сидеть часами. Эти образы погружают нас в самое дно преисподней, где оживают мифические существа, чтобы наказать нас за все грехи.

Тогда ад был ярким образом физических страданий, и Босх детально постарался изобразить мучения грешных душ.

На большинстве его картин мы видим безумное количество ужасающих монстров, которые не переставая мучают людей. Эти существа очень загадочны, их значения исследователи не могут описать до сих пор.

Перед вами картина «Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”». На ней в середине, мы видим огромное, не то существо, не то конструкцию. Это самое известное и загадочное создание Босха. Его называют «Меланхоличное чудовище», возможно из-за взгляда.

Две лодки на которых стоят деревья ноги поддерживают огромное дырявое яйцо-живот, которое предположительно является туловищем. Внутри него также продолжается чертовщина, которая окружает адский пейзаж. Мы видим пьяницу и бочку, что символизирует пьянство, как грех. Кстати сами лодки, которые логически должны покачиваться, могут быть прямым намеком на пьянство. Сквозь это туловище прорастают пугающие ветки. Сзади выглядывает умиротворенное огромное лицо, которое выражает легкую насмешку. Говорят, что это автопортрет самого художника, он слишком детально прорисован, словно художник уделял ему особое внимание. А над лицом находится странные дискообразный объект, словно это шляпа, на которой находится… ну а здесь у меня просто заканчиваются слова.

«Сад земных наслаждений (триптих Босха)»
«Сад земных наслаждений (триптих Босха)»

«Спящий монстр» Сальвадора Дали 1937 г.

Сальвадор Дали. Картина «Сон», 1937. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.
Сальвадор Дали. Картина «Сон», 1937. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.

Посреди картины перед нами огромное существо с демоническим лицом, оно погружено в сон. Трудно понять, что это, просто голова, или тело, или обычная ткань с лицом? Картина вселяет в зрителя, как тревогу, так и спокойствие.

Выражение спящего лица олицетворяет умиротворение, однако его надбровные дуги, под которыми не видно даже глаз, демонстрируют напряжение или усталость, или может говорит нам о том, что это существо вот-вот проснется и нападет. Однако, весь "ужас" Дали всегда фиксирован, он не может двигаться, а если и двинется, то вся эта конструкция, из фирменных для Дали подпорках-костылях, просто потерпит фиаско. Именно поэтому женщина (возможно это Гала!?) кажется не нервничает и стоит спиной к этому существу, просто выгуливая собаку у берега… Хотя собака тоже словно погружается в сон и тоже вряд ли сможет продолжать свой путь судя по тому, что Дали и ее парализовал своим костылем.

Чудовища Гойи

Франсиско Гойя «Сон разума рождает чудовищ», 1797
Франсиско Гойя «Сон разума рождает чудовищ», 1797

Испанская поговорка гласит: «Сон разума рождает чудовищ» (El sueño de la razón produce monstruos). Она стала фабулой известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос «Los Caprichos (The Caprices)», серии из 80 офортов Франсиско Хосе де Гойи.

Гойя сделал офорты, которые были первоначально опубликованы в 1799 году, на основе рисунков и наблюдений, записанных в двух альбомах для рисования. Все это происходило во времена революций и террора.

Самый известный офорт «Сон разума рождает чудовищ» буквально кишит необычными существами. И несмотря на то, что они вполне узнаваемы – птицы, летучие мыши, кошки, Гойя наделяет их магической силой, вселяющей ужас. Они становятся подобны кошмарам!

Перед нами сам художник с опущенной головой, лежащей на руках лицом вниз. Он опирается на стол с инструментами для рисования вокруг себя. Совы, летучие мыши и монстры роятся над ним, в то время как кошка с широко раскрытыми глазами находится на полу рядом с ним.

Вся серия офортов далеко не радостная, как и его последние работы из Дома Глухого. На последней гравюре под названием «Уже пора» мы видим необъяснимых существ, которые кричат или смеются с поднятыми руками.

Франсиско Гойя  «Уже пора»
Франсиско Гойя «Уже пора»

Причудливые существа Одилона Редона

Одилон Редон «Воздушный шар с глазом», 1898
Одилон Редон «Воздушный шар с глазом», 1898

Этот уникальный французский живописец стал одним из родоначальников символизма. Его стиль очень неповторим и узнаваем. Творчество художника можно разделить на два периода «черный» и «цветной».

«Черный» период творчества художника характерен тревогой и депрессией. Редон был увлечен своим подсознанием и страхами. Он создает серию жутковатых работ, выполненных углем. «Черное, — говорил Редон, — рождается в самых потаённых глубинах души».

Одилон Редон «Плачущий паук», 1881
Одилон Редон «Плачущий паук», 1881

Не смотря на всю мрачность этих работ, перед нами восстают вполне причудливые существа. Летающие глаза, улыбающиеся циклопы и пауки, хотя один паук плачет.

Одилон Редон «Дух Хранителя Вод», 1878
Одилон Редон «Дух Хранителя Вод», 1878

В работе «Дух Хранителя Вод» большая голова с крыльями парит над спокойным морем, глядя на маленький парусник с чрезвычайно выразительным взглядом. Тонкий ореол окружает голову, придавая странному существу доброжелательную божественную ауру, несмотря на его грубые черты. Эти сказочные образы могли стать предвестниками сюрреализма 20-го века.

Одилон Редон «Циклоп», 1914
Одилон Редон «Циклоп», 1914

В «цветном» периоде Редон виртуозно играется с акварелью, создавая еще более сказочные миры. Здесь мы также видим фантастические образы, большинство рисунков демонстрируют природу.

Отдельного внимания заслуживает картина «Ночь». В 1910 году Редон согласился украсить библиотеку усадьбы своего друга и покровителя Густава Файе. Получив полную свободу в проекте, Редон создал две большие панели «День» и «Ночь» для двух стен и меньшую панель над дверным проемом.

Одилон Редон «Ночь», 1910-1911. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.
Одилон Редон «Ночь», 1910-1911. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.

Ночью несколько фигур прогуливаются среди темных деревьев на фоне золотого света под темно-синим небом. Здесь мы также видим плавающие и крылатые головы, множество чудесных растений, цветов и парящих бабочек. Мадлен Файет - жена Гюстава и ее дочь Симона изображены как две завуалированные женщины.

Ночь сама по себе похожа на сон и изображение фигур в более темных тонах говорит о том, что они обитают в ночном мире сна и мечтаний. Бабочки, как сказал Редон, должны были быть магическими существами света, появившимися из «куколки тьмы».

Одилон Редон «Ночь» (Фрагмент), 1910-1911. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.
Одилон Редон «Ночь» (Фрагмент), 1910-1911. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.

«Ночной кошмар» Хуана Миро

Хуан Миро «Ночное существо», c. 1970. Источник: www.facebook.com/janekahangallery Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.
Хуан Миро «Ночное существо», c. 1970. Источник: www.facebook.com/janekahangallery Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.

Мир Хуана Миро переполнен разными символами и непонятными формами. На его картинах происходят настоящие торжества, где каждый элемент, предмет, объект, становятся живыми.

Картина «Ночное существо» показывает настоящий ужас или ночной кошмар. Недаром картины Миро называют «сновидными картинами».

Перед нами асимметричный монстр, написанный преимущественно в темных тонах. Грубая черная обводка намекает на агрессивность существа - одна линия превращается в лапу, которая хватает человека. Возможно это какое-то животное, такое можно предположить из-за вытянутой формы существа.

Миро, как всегда, мастерски сочетает всего несколько цветов от синего, красного до жёлтого. Ночь он изобразил крайне примитивно, всего несколькими звёздами, перенеся основные ночные цвета на монстра и человека.

«Крик» Эдварда Мунка

Эдвард Мунк «Крик», 1893.
Эдвард Мунк «Крик», 1893.

«Крик» Эдварда Мунка окрашен мрачными кровавыми цветами. Небо красное, а почти посередине фигура в черном. Он, она, или оно словно изгибается, закрывая уши руками. Мы не можем даже понять человек ли это? Слышит ли крик это существо или оно само его издает? Изгиб тела намекает на состояние страха или уязвимости. Мир вокруг окрашен в пугающие красные оттенки, и лишь двое спокойно идущих людей за главным героем намекают нам на то, что весь ужас – это скорее плод воображения «кричащего» существа. Многие считают, что картина проклята.

Это произведение искусства стало символом отчаяния и одиночества.

Монстры Фрэнсиса Бэкона

Френсис Бэкон«Три этюда к фигурам у подножия распятия», 1944. Источник: https://www.tate.org.uk/art/artworks/bacon-three-studies-for-figures-at-the-base-of-a-crucifixion-n06171  Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.
Френсис Бэкон«Три этюда к фигурам у подножия распятия», 1944. Источник: https://www.tate.org.uk/art/artworks/bacon-three-studies-for-figures-at-the-base-of-a-crucifixion-n06171 Используется, как иллюстрация основного предмета статьи.

Бэкон серьезно привлек к себе внимание в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Здесь, как и у Мунка, снова кислотно яркие краски! На трех полотнах изображаются странные антропоморфные существа. Все они ужасно изгибаются, словно от боли и кричат. Основой для этих существ послужили фурии. Фрэнсис ими очень увлекался.

Не менее провокационным стало и название у этого триптиха, оно связывает этих существ со святыми, которые располагались у подножия распятия в религиозной живописи.

Предположений о том, что же означают эти чудовища, было много. Многие биографы художника считают, что он изобразил себя, кричащего под гневом отца, и мать, которая не смогла помочь мальчику. Это семейная драма, ужас и насилие воплоти!

Демоны Ивана Григорьевича Мясоедова

Иван Григорьевич Мясоедов «Толпа демонов», 1920-е.
Иван Григорьевич Мясоедов «Толпа демонов», 1920-е.

Яркий представитель символизма и модерна Иван Григорьевич Мясоедов в последние годы своей жизни был подвержен затяжным депрессиям и состоянию меланхолии.

Тревожные настроения мастера нашли отражения в его полотнах. Он изображал исторические кошмары, где главными темами стали революции и войны.

В картине «Толпа демонов» огромная орава странных и пугающих существ, олицетворяющих демонов, сопровождают несущих гроб людей, лица, которых расползаются в ужасных гримасах. Это жуткое свидетельство похорон, где путь души умершего предрешён, совсем скоро он попадет в ад. На ад нам намекают расплывчатые едва заметные лица демонов, которые проваливаются вниз, в землю и преисподнюю. Небо пронзают гром и молния!

Апокалипсис Здзислава Бексиньского

Картина Здзислава Бексиньского «Король и королева», 1993. Источник: Piotr Dmochowski's collection. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи. Лицензия: CC BY-SA 3.0
Картина Здзислава Бексиньского «Король и королева», 1993. Источник: Piotr Dmochowski's collection. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи. Лицензия: CC BY-SA 3.0

Известный польских художник и фотограф! Что удивительно - у него не было художественного образования, но он мастерски создавал свои сюрреалистические кошмары. Внимание к деталям в его работах просто восхищает!

Он начинал с довольно абстрактных работ, но затем пошел период, который он сам назвал «фантастическим». На этих работах можно увидеть бесчисленное множество разных необычных существ. Почти все работы художника изображают сцены апокалипсиса, однако сам художник считал, что его работы недопоняты и он, на самом деле, создавал довольно забавные образы. В общем, здесь я даже не вижу смысла выделять одну или две работы и анализировать их.

Увы, но последние годы художник переживал ужас в реальной жизни. Сначала умерла его жена, а после покончил жизнь самоубийством его сын. А сам он умер от рук подростка, которому, отказался дать деньги в долг.

Картина Здзислава Бексиньского 2004 года. Источник: Piotr Dmochowski's collection. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи. Лицензия: CC BY-SA 3.0
Картина Здзислава Бексиньского 2004 года. Источник: Piotr Dmochowski's collection. Используется, как иллюстрация основного предмета статьи. Лицензия: CC BY-SA 3.0

Спасибо, что дочитали статью!