ПОД ЗАЩИТОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
Егорьевск – это северо-запад Мещеры, среднерусского лесного массива, который когда-то по своим размерам не уступал белорусскому Полесью. И болотами край Мещерский богат, и строевым лесом. Здесь, под Егорьевском, издавна добывали торф, а неподалеку от города по сей день существует рабочий поселок с таким названием: Торфболото.
Через Егорьевск (вернее, через село Высокое, стоявшее здесь «в те времена далекие, теперь – почти былинные») лежал путь Дмитрия Донского и его рати к «месту встречи» с мамаевой ордой. Сказывают предания, что в селе Высоком князь распорядился оставить на лечение больных воинов – вспыхнула короткая эпидемия в его полках. Для отпевания умерших ратников срубили деревянную церковь во имя Георгия Победоносца – вот в какие стародавние времена зачиналась на Руси традиция посвящать памяти павших Георгиевские храмы! И село Высокое постепенно обрело иное имя – Егорье-Высокое, поскольку именно так – Егорий – называли наши предки святого Георгия. Этот бревенчатый храм был заново отстроен в 1765 году, в народе его прозвали Красным, поскольку обшита церковь была красными досками. В 1932 году любимая горожанами приходская церковь во имя святого великомученика Георгия сгорела при попустительстве со стороны местных властей и сотрудников НКВД.
Но не остался Егорьевск без храма, посвященного своему небесному покровителю: старообрядческая Георгиевская церковь на улице Карла Маркса снова совершает богослужения. Это – одна из самых крупных древле-православных церквей на Руси, построена она была в конце XIX века на средства, собранные вскладчину купцами-староверами. Здесь, в Гуслицком крае (так именовали волость до образования Егорьевского уезда) всегда была крепка старая вера. Поэтому религиозные паломничества в Георгиевский храм совершаются во всякое время года. Надо сказать, церковь сохранилась в более-менее приличном состоянии только потому, что в советское время здесь разместили Дом пионеров. Теперь церковь отреставрирована, украшена куполами и богатым внутренним убранством.
А первые страницы истории Егорьевска как города связаны с тюрьмой.
ШЕДЕВР ТЮРЕМНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Известно, сохранившиеся старинные замки - романтическое украшение любого города - если, конечно, таковые там есть. Вокруг цитадели строились в старину дома местной знати, торговые помещения, церкви.
Иное дело – «Егорьевский замок». Под этим понятием два-три века назад подразумевался городской острог. То бишь – тюрьма. Именно она стала «доминирующим» общественным зданием Егорьевска в конце XVIII века, когда Екатерина II своим указом повелела возвести здесь обширный бревенчатый острог – один из немногих в Центральной России того времени, а уж тем более – вблизи от Первопрестольной. Местные власти решили выслужиться перед императрицей и спроектировали корпуса острога в виде буквы «Е», не усмотрев по наивности своей некоторой двусмысленности в таком архитектурном решении. Городская легенда повествует, что Екатерина приехала в Егорьевск, умилилась «дивным острогом» и в благодарность за верноподданнические излияния егорьевцев даровала местечку статус города.
Случилось это в 1778 году. И здесь легенда слегка расходится с историческими документами, согласно которым острог возвели на берегу реки Гуслицы только в 1785-м…
Как бы то ни было, вскоре «Егорьевский замок» прославился: уже через три года после его торжественного ввода в эксплуатацию отсюда совершили побег сразу семь колодников. Им удалось разобрать (или подпилить?) бревна. И острог со временем перестроили в белокаменный. Это ажурное, восхитительное сооружение с явно выраженным романтическим обликом, с фигурными, воздушными башенками, чудесными смотровыми площадками и потрясающей красоты крепостными стенами полностью сохранилось по сей день и является одним из недооцененных шедевров зодчества, уникальным памятником русской тюремной архитектуры. А место какое! Загляденье. Кроны вековых деревьев у воды, немощеные тропки вокруг замковой стены… Фоткай – не хочу! Лучше, конечно, предварительно договориться со стражей, которая патрулирует тюрьму – да-да, она действует по сей день и обзавелась новым, прямо скажем – безобразным, корпусом.
Толстосумы Егорьевска, любуясь острогом (исключительно снаружи), полюбили замковую архитектуру, и эта их склонность стала основой современного облика подмосковного города. Одно из первых в России «Электромеханическое училище Цесаревича Алексея» выстроено фабрикантом и городским головой Н.М. Бардыгиным на рубеже XIX-XX веков в виде рыцарского замка. Опять же - в виде замка с флюгерами на башнях возвел Никифор Михайлович и Свято-Троицкий женский монастырь, где впоследствии расположилась летная школа (ее учеником был Валерий Чкалов).
Еще один пример замкового зодчества - общепризнанный символ Егорьевска: бумагопрядильная фабрика братьев Хлудовых, возведенная по берегам Гуслицы в середине XIX века. Вернее, даже не сама фабрика, переименованная при советской власти в комбинат «Вождь пролетариата», а ее готическая башня с английскими часами. Они, часы эти, ходят по сей день, и все новые и новые поколения егорьевцев сверяют по ним точное время. Вот такая добрая память осталась землякам от Хлудовых. А если кто-нибудь из егорьевцев приезжает в Сочи, то он может видеть памятник В.А. Хлудову при входе в парк «Ривьера»: именно Василий Алексеевич, егорьевский фабрикант, основал в конце XIX века этот замечательный парк.
ОБИТЕЛЬ ТУРГЕНЕВЫХ И ГРАБАРЕЙ
А через улицу Советская, на одноименной площади, в обрамлении старинных магазинов, лабазов, трактиров (все они и сегодня используются по первоначальному назначению) высится памятник самому вождю. Егорьевцы по-своему дорожат этим чугунным Лениным: здесь, как и в прежние годы, останавливаются свадебные кортежи, а до недавних пор проводились все гулянья и праздники (ныне большинство из них переместилось на площадь Александра Невского, что перед одноименным храмом). Кстати, в белорусском Мозыре главная улица тоже носит название «Советская» и площадь с памятником Ленину на ней имеется… Впрочем, тут-то как раз никакого «мистического» совпадения не просматривается, такие названия в порядке вещей в нашем богоспасаемом отечестве. Так вот, памятник Ленину в Егорьевске – один из самых первых, он установлен в 1927 году и по общему признанию специалистов является единственной практически точной копией «оригинала». Ведь скульптор Георгий Алексеев лично знавал вождя и в 1919 году сделал карандашные наброски его запоминающегося облика.
Потрясающим памятником архитектурного конструктивизма по праву считается здание Дворца культуры. Его построили в 1929 году по проекту знаменитого архитектора Владимира Щуко (он же - автор проекта нового здания «Ленинской библиотеки» и соавтор памятника «Ленин на броневике» возле Финляндского вокзала Санкт-Петербурга). Вообще, в Егорьевске немало интересных памятников архитектуры: собор Александра Невского, к примеру, построен в 1897 году по проекту знаменитого зодчего Александра Каминского.
Местные историки, в отличие от обывателей, полагают, что Егорьевск своим городским статусом обязан вовсе не острогу, якобы очаровавшему Екатерину II, а тем многочисленным хлебным ярмаркам, что проводились здесь по нескольку раз в год со времен Московского княжества. Дескать, на этих-то сходках торгового люда в селе Егорье и зародилось понятие «объегорить» - обмануть, обвести вокруг пальца. Скорее всего, тут кроется весомая доля истины. Егорьевск возник, развивался и процветал именно как купеческий город, здесь купцом разной степени оборотистости был, почитай, каждый второй житель, и уж коли ты не смог выбиться из простолюдинов в торговое сословие – стало быть, человек негодящий, а не то так и вовсе пропащий. Отсюда, из Егорьевска, берут начало великие купеческие династии России: Князевы, Бардыгины, Хлудовы – известнейшие меценаты, апологеты европейских технологий, моды, культуры.
Старинный, купеческий облик улиц и площадей исторической части Егорьевска бережно сохраняется по сей день. В объявлениях под рубрикой «Недвижимость» можно встретить предложения о продаже квартир на вторых этажах купеческих домов, что выстроились на центральной улице города (на первых этажах, как и в старину, - магазины). Помнится, несколько лет назад попалось мне и объявление о продаже большой квартиры в доме, что напротив старого здания музея. Вы спросите, наверное: что ж тут необычного? Дело в том, что в этой квартире во второй половине XIX века жила со своей семьей сводная (единоутробная) сестра Ивана Сергеевича Тургенева, Варвара Николаевна Житова. В 17-летнем возрасте она вышла замуж за егорьевского помещика и жила здесь до своей смерти в 1900 году. Преподавала в прогимназии французский язык и географию, а на упомянутой квартире давала уроки музыки – в том числе и прославленному художнику Игорю Грабарю, долгие годы проведшему в Егорьевске. Единственная ее дочь Надежда (племянница Тургенева) умерла в 1934 году в близлежащем доме престарелых, могила «уничтожена временем».
В ГОСТИ К ПРОРОКУ ИВАНУ КОРЕЙШЕ
Интересный факт: первым городничим Егорьевска стал в 1803 году родной внук «арапа Петра Великого» - Абрама Петровича Ганнибала, двоюродный дядя А.С.Пушкина, Яков Исаакович Ганнибал. Не обошлось тут и без романтической подоплеки, сродни той, что описана у Александра Сергеевича в начале его неоконченной повести. Так вот: в 1796 году юный и смуглый Яков Ганнибал вскружил голову знатной и богатой девице – Елизавете Вындомской. Возможное родство с потомком «арапа Петра Великого» не прельстило высокомерного отца влюбленной девушки. Тогда молодые бежали и тайно обвенчались, а затем скрылись в селе Круги, что под Егорьевском. Имение принадлежало матери невесты, сочувствовавшей влюбленным. Однако, произведя на свет двоих тетей, Елизавета Ганнибал скончалась в молодом возрасте. К тому времени Яков Исаакович уже был егорьевским городничим. Оставшись с малышами на руках, он «почему-то» не стал держаться за начальственное место и вышел в отставку, посвятив свою дальнейшую жизнь воспитанию детей.
Обо всем этом вам охотно расскажут в Егорьевском историко-художественном музее, что расположен в центре города, в помпезном здании конца XIX века. Сюда многие ценители старины едут специально, да порой издалека, чтобы познакомиться не только с уникальной краеведческой экспозицией, но и погрузиться в быт и нравы России XVIII-XIX веков. Прямо скажем, некоторые аспекты этого воссозданного быта наших предков, особенно - дворянского звания, просто шокируют… Многим посетителям музея очень хочется услышать персональное предсказание судьбы от… кого бы вы думали? От самого прославленного российского юродивого и прозорливца XIX века Ивана Яковлевича Корейши. В музее установлена «волшебная машина» в виде скульптуры Корейши, посетитель прикладывает руку и… «От чего отрекаешься, тем и утешишься», - так возвестил мне из потустороннего мира Корейша (загробным, понятное дело, голосом). Интересно, что имел в виду покойный юродивый? Может, деньги? Хорошо бы. Деньги – великий утешитель, что верно, то верно.
Добавлю совет: побывайте заодно и в старом здании музея, что напротив, через дорогу. Здесь не столь богато, но зато вам расскажут такие истории о местных уроженцах (знаменитых и позабытых), что будете только диву даваться. К тому же здесь выставлены восковые фигуры – не хуже, чем у мадам Тюссо, есть также чучела зверей и птиц.
В общем, в Егорьевске жадному до впечатлений туристу есть что посмотреть, есть на чем отдохнуть его придирчивому глазу. А главное – есть от чего обрести душевный мир, которому, как известно, вообще нет цены.