В Петербурге много адресов, связанных с известными именами, фамилиями. Поэты, писатели, музыканты, общественные и политические деятели. Но место, связанное с таким количеством всемирно известных имен, пожалуй, только одно.
Пушкинская улица, дом 20, бывшая гостиница "Пале-Рояль".
Дом 20 по Пушкинской улице - одна из первых работ архитектора Александра Иванова. Всего А. Иванов построил около 50 зданий в Петербурге и множество домов в Москве и провинциях, в том числе две гостиницы. Первоначальное название гостиницы на Пушкинской: "Дом мебелированных комнат А.П. Рот", по имени владелицы. В конце XIX века гостиница стала называться "Пале-Рояль", как символ чего-то европейского, дорогого и аристократического. Хотя цены на проживание в "Пале-Рояле" были вполне демократическими для среднего класса. Оригинальный Пале-Рояль (Королевский Дворец) известен всему миру по "Трем Мушкетерам", это Дворец Кардинала Ришелье в самом сердце Парижа.
Со временем как-то так сложилось, что среди жильцов Пале-Рояля все больше стали преобладать люди свободных профессий, литераторы, актеры. Одно из первых известных имен - Глеб Успенский. Он был тут, что называется, "наездами", когда приезжал в Петербург в редакции "Отечественных записок" или "Русского богатства". Глеб Успенский был душой компании, к нему приходили приятели, поклонники, начинающие писатели, почти каждый его приезд заканчивался загулом. Благо, его лечащий врач, регулярно выводивший писателя из запоя, жил по соседству, на Пушкинской 17, однако это не спасло Успенского, окончательно впавшего в белую горячку, от психиатрической больницы. Творческая и гуляющая компания плавно переместилась в гости к Александру Куприну.
С 1890-х тут постоянно проживают литераторы Петр Перцев и Аким Волынский, к ним в гости заходят Валерий Брюсов, Василий Розанов, Мережковские. У Волынского одно время намечался роман с Зинаидой Гиппиус. В "Пале-Рояле" останавливаются Чехов, Бунин, Андреев. С 1913 года тут неделями живет Маяковский. Но настоящей доминантой для всех стал драматический актер, трагик и просто анархист Мамонт Дальский. Однажды молодой Качалов, еще студент, будучи устроителем одного из концертов, приехал в Пале-Рояль за "знаменитым Мамонтом Дальским". Но обнаружил, что тот пьян и никуда ехать не собирается. "Не отчаивайтесь, - сказал Дальский. - Вместо себя я пошлю своего приятеля, отличный певец. Федька! Одевайся!". Качалов очень переживал, что везет на концерт никому не известного певца. Так Петербург узнал Федора Шаляпина.