ЭЦП – это электронный аналог рукописной подписи, удостоверяющий личность человека и подлинность документа. До недавнего времени ЭЦП применялась в документообороте юридических лиц, теперь активно используется и обычными гражданами. Цифровая подпись имеет юридическую силу наравне с собственноручной, что прописано в Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Зачем нужна электронная подпись физическим лицам?
ЭЦП дает право гражданину получать ряд услуг через портал Госуслуг:
- оформление паспортов;
- регистрация по месту жительства или прибытия;
- получение ИНН;
- открытие ИП, ООО;
- отправка налоговых деклараций;
- получение информации из ФНС и ПФР о задолженностях и состоянии лицевого счета;
- снятие автомобиля с учета в ГИБДД;
С цифровой подписью для физлиц стало возможным обмениваться деловой документацией, сканами личных документов без опасений. ЭЦП значительно упрощает пользование личным кабинетом на сайте налоговой службы. Отправка документов для устройства на работу, для поступления в вуз также возможна в режиме онлайн с помощью электронной подписи.
Типы ЭЦП
Используются 3 вида цифровых подписей:
- простая электронная подпись – это электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Такая Подпись применяется для документооборота между физлицами, для упрощенных операций через портал Госуслуг;
- усиленная неквалифицированная электронная подпись Подтверждает не только личность владельца подписи, но и подлинность документа, отсутствие или наличие изменений в нем после подписания;
- усиленная квалифицированная электронная подпись имеет высокую степень защищенности. Криптографические сегменты, используемые при создании такой подписи, проходят сертификацию в ФСБ.
Какой вид ЭЦП предпочтительнее – зависит от целей использования и выбора заявителя.
Какие документы нужны для получения электронной подписи?
Для получения электронной подписи необходимо предоставить в удостоверяющий центр, или МФЦ следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и сведения:
- основной документ, удостоверяющий личность;
- номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС) заявителя — физического лица;
- ИНН заявителя — физического лица;
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) заявителя — юридического лица;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявителя — индивидуального предпринимателя;
- номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе заявителя — иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) или идентификационный номер налогоплательщика заявителя — иностранной организации;
- доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц.
Заявитель вправе по собственной инициативе представить копии документов, содержащих сведения, указанные в пунктах 4-6.
Где получить ЭЦП? Особенности пользования подписью
Электронные цифровые подписи оформляются в аккредитованных удостоверяющих центрах. Также можно подать документы на получение ЭЦП через МФЦ по месту жительства.
Аккредитованный удостоверяющий центр с использованием инфраструктуры осуществляет проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем.
В случае, если полученные сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем, установлена личность заявителя — физического лица или получено подтверждение правомочий лица, выступающего от имени заявителя — юридического лица, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю ЭЦП.
Аккредитованный удостоверяющий центр одновременно с выдачей сертификата ЭЦП должен выдать владельцу руководство по обеспечению безопасности ее использования.
После получения сертификата ЭЦП и ключа владельцу рекомендуется сменить пароль токена для защиты от доступа посторонних лиц. Для этого достаточно авторизоваться в личном кабинете, загрузить плагин (специальное Программное обеспечение) и поставить компьютер на перезагрузку. Подпись актуальна в течение года. После этого следует обратиться в удостоверяющий центр для продления действия и перевыпуска ЭЦП.