Найти тему
жизнь как приключение

Кругобайкальская Железная Дорога.

Она же - КБЖД.
Одно из самых уникальных технических сооружений. По крайней мере по части железнодорожного транспорта.

Как не сложно догадаться по названию, проходит она вокруг Байкала.
Проходит по рельефу, который как бы совсем не предназначен для прокладки рельсов - по скалистой гряде с крутыми откосами.

Тоннели, виадуки, подпорные стенки. Пишут, что при строительстве дороги на каждый километр был использован вагон взрывчатых веществ.
Треш какой-то, да?

В итоге получился такой памятник победы воли над разумом. Или разума над природой.
В общем, не знаю, кого над чем, но без победы здесь явно не обошлось.

1.
1.

Я и раньше знала про эту уникальную железную дорогу.
Но только почему-то, как обычно не вдаваясь в подробности, считала, что это строительство - очередная эпохальная советская стройка.
Вроде БАМа.
И очень удивилась, узнав, что строилась эта дорога с 1899 по 1905 год.

Дорога протяжённостью 260 километров стала важной транспортной артерией.
По ней проходил участок Транссибирской магистрали.
Но в середине двадцатого века в эксплуатацию был введён дублирующий участок Транссибирской магистрали.
Потом при строительстве Иркутской ГЭС был затоплен учаток от Иркутска до станции Байкал.

В восьмидесятые годы посёлки, расположенные вдоль КБЖД стали пустеть.
Появились предложения окончательно закрыть дорогу и, где это возможно, на её месте сделать шоссе.

Но потом какие-то умные люди вспомнили, что это всё-таки уникальное сооружение - памятник, так сказать, инженерной мысли.
И совсем разбирать дорогу не стали.

Сегодня от дороги осталось 89 километров путей, по которым ходит экскурсионный поезд.
Отличный, хоть и недешёвый способ познакомиться с этой необычной дорогой. Проехать по ней, выйти и прогуляться в самых красивых местах.
Летом билеты разлетаются лучше горячих пирожков.

Но, вы же понимаете, у меня свой путь.
Поэтому я оказалась на КБЖД зимой и пешком.

2.
2.

Наш забег по Байкалу стартовал в деревне Старая Ангасолка, что находится на 149 километре КБДЖ.
Одна из немногих станций, куда пока ещё ходит поезд.

3.
3.

Когда-то это была большая деревня. В принципе, Ангасолка - и сейчас достаточно большой населённый пункт. Вот только находится он теперь в другом месте.

В этой же деревне осталось несколько домов тех, кто живёт постоянно, база отдыха и музей Рерихов.
Вот такой странный набор.

4.
4.
5.
5.

На следующий после забега день перед тем, как вернуться в Иркутск, я пошла прогуляться по дороге и посмотреть те самые знаменитые тоннели и мосты.

6.
6.

Зимой и весной, пока лёд на Байкале достаточно крепкий, в посёлок можно приехать по озеру на машине.
Летом - на водном транспорте.
А вот в межсезонье попасть в посёлок можно или по старой железной дороге, или пройдя где-то час от новой станции.

7.
7.

Гулять по железнодорожным путям - занятие само по себе медитативное.
А когда вокруг такая природа и совершенно никого рядом - особенно.

8.
8.
9.
9.
10.
10.

То зайдёшь в тоннель, то выйдешь.
Особенности рельефа не предполагают возможности эти тоннели обойти.

11.
11.
12.
12.

Первый раз заходить туда было очень некомфортно. Даже зная, что поезд вроде как не должен пройти.
И по расписанию ему не время было. К тому же из-за отсутствия туристов вроде как поезда отменили.
А по бокам в тоннеле есть места, где можно отойти в сторону, если поезд вдруг зачем-то придёт.
Но всё равно как-то беспокойно было.

И только я убедила себя, что ничего страшного в этом нет. Что никого в мире кроме меня не осталось...
Как тудух...

13.
13.

Ремонтный поезд, обслуживающий дорогу.

14.
14.

Ну всё, больше поездов точно не будет. Можно спокойно гулять дальше.

15.
15.
16.
16.

Даже сейчас, когда от КБЖД осталось меньше трети, количество инженерных сооружений поражает настолько, что хочется даже процитировать

Сейчас здесь используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.

17.
17.
18.
18.

Не обошлось на этой дороге, к сожалению, без происшествий.
Сходили сели, происходили обвалы каменных глыб, что приводило к крушению поездов.

В 1946 году из-за ошибки локомотивной бригады произошло столкновение пассажирского и грузового поездов в тоннеле. В пожаре погибло 45 человек. Ещё 29 умерло от ожогов в больнице.

19.
19.
20.
20.

Ну а мне пора уже возвращаться.

21.
21.

Обратно я шла не по железной дороге, а по Байкалу вдоль дороги. Чтобы посмотреть с другого ракурса на технические сооружения.

22.
22.

Кто здесь сколько мостов и тоннелей насчитал?

23.
23.

Станция Старая Ангасолка. Конечная.

24.
24.

Но вы же понимаете, нельзя приехать на Байкал зимой и совсем пропустить тему байкальского льда. Хотя, честно говоря, именно это я собиралась сделать.
Потому что я уже два раза ездила специально смотреть ледяную сказку, которую создаёт Байкал каждую зиму.
Но оказавшись льду, я конечно же забыла, что я там собиралась пропустить.
Однако, лёд давайте оставим до следующего раза.

25.
25.