Предчувствия, которыми я поделился по поводу нового сериала "Зулейха открывает глаза" после просмотренной первой серии, меня не обманули. На фильм обрушился невиданный доселе шквал осуждения, но он оказался совершенно не адекватен самому сериалу. Сразу скажу - картина, на мой взгляд, получилась довольно слабой и местами трафаретной, в ней чувствуется неестественность и надуманность, главная героиня в исполнении Чулпан Хаматовой явно обеднена авторами сериала по сравнению с романом, на основе которого он создан. Но то, что творится вокруг бедного сериала - не влезает ни в какие рамки.
В чём только сериал не обвинили, при этом - даже не удосужившись его посмотреть. Средней по своему художественному уровню и ограниченной по местам действия мелодраматичной восьмисерийке придали такой эпический характер, что диву даёшься.
Прежде всего, фильм обвиняют в клевете на советскую действительность. Действительно, события в сериале сконцентрированы на негативной стороне советской истории и мало что говорится о великий достижениях страны советов. Но картина - всего лишь история несчастной татарской женщины Зулейхи, которая подвергалась издевательствам и насилиям со стороны кулацкой семьи - своего жестокого мужа и злой свекрови, а затем, вместе с другими раскулаченными, была отправлена в ссылку в Сибирь. Было бы странно авторам вещать о чём-то не относящемся к определённой сюжетной линии.
Многосерийку упрекают и в том, что советская власть представлена в самом жестоком виде. На самом деле и это утверждение явно преувеличено. Вся жестокость здесь сводится к раскулачиванию и убийству не в меру жадного кулака, отправка в некомфортных (но пригодных для жизни) вагонах раскулаченных семей, долгому маринованию их в поезде (отчего и много смертей по дороге) и высадке перед самой зимой на необитаемую сибирскую землю. Баржа с основной массой переселенцев утонула без ведома и вмешательства "кровавой гебни" (эту подлинную историю, произошедшую на её глазах, рассказала прообраз главной героини - бабушка Гузель Яхиной, автора романа-первоисточника).
Далее по сюжету идут и вовсе не жестокости по отношению к бывшим кулакам и прочим "врагам народа", а почти приключенческая, робинзоновская история выживания тридцати оставшихся в живых новых поселенцев на зимовке и их трудовых подвигов в построенном ими посёлке "Семрук". А уж в нём не было не только что каких-то там изуверств или расстрелов, а показана достаточно сытая, спокойная жизнь (единственный негативный случай произошёл с бывшей чекисткой, ставшей потом зэчкой в исполнении Пересильд). Все поселенцы занимались своим делом - врач врачевал, учительница - учила, художник - писал картины и расписывал клуб, учёный-агроном - с энтузиазмом выращивал урожай, многие валили лес, но не сказать что с большим надрывом. Наша Зулейха же стала успешной охотницей.
Самое удивительное, что все обличители сериала утверждают, что фильм - якобы о "злобном чекисте, карающем невинных кулаков". Но тут уж - абсолютная ложь. Главный персонаж со стороны коммунистов - герой Гражданской войны, комендант эшелона, а затем и посёлка - Иван Игнатов. Его призвание - служба в армии, он всё время стремится в неё, а приходится работать надзирателем, что вызывает у него отвращение. В фильме он выведен как честный, совестливый, заботливый человек. Даже сами переселенцы называют его хорошим человеком. При этом, эти самые раскулаченные показаны нам далеко не ангелами.
Игнатов заботится о "врагах" в поезде, спасает раскулаченных от верной гибели, когда их высаживают на пустынный берег Ангары, отказывается строить систему стукачей в посёлке, не подставляет сельчан по указанию вышестоящего начальства, делает документы талантливому сыну Зулейхи, выдавая того за своего сына, когда тот решается уехать учиться в город.
А вот среди раскулаченных были и негодяи. Так что говорить об пропагандистской однозначности фильма не приходится.
Смехотворны обвинения фильма в русофобии. Повторюсь, главный персонаж - русский Иван - скорее положительный герой, кроме него, среди поселенцев - много достойных русских людей. Картина многонациональная и не ксенофобная ( у кого-то после просмотра возникли негативные чувства к какой-либо национальности, представленной здесь?).
Но самое главное - основная линия сериала - эта любовь Ивана Игнатова к Зулейхе Валиевой. В основном об их драматичных взаимоотношениях и идёт речь в многосерийном фильме. О любовных мучениях Ивана, о сомнениях и терзаниях Зулейхи, её заботе о сыне Юзуфе, о том как наконец Зулейха и Иван обрели счастье.
Более всего "Зулейха открывает глаза" - это бурная мелодрама, а не эпический фильм о зловредности советской власти и какого-либо народа. С оптимистичным и светлым концом.