(The Burrowers, 2008, США)
На самом деле сравнивать это кино с "Костяным томагавком" С. Крэйга Залера будет не совсем корректно. Всё-таки второй фильм вышел на семь лет позже, и это он, по идее, заимствовал (а, может, и сплагиатил - как знать) фабулу у вестерн-хоррора Дж. Т. Петти.
Тем не менее, не упомянуть "Томагавк", рассказывая о "Закопанных", попросту нельзя, ведь тот в итоге обрёл гораздо большую известность, нежели они. Ну а его режиссёр, сняв затем ещё две картины ("Драка в блоке 99" и "Закатать в асфальт"), является сегодня одним из перспективных голливудских новичков, у которого есть свой стиль и понимание того, как делать современное жесткое кино, неважно в каком жанре.
А где теперь Дж. Т. Петти? Да чёрт его знает - исчез с радаров в начале 2010-х и больше не появлялся.
История "Закопанных" тоже начинается с того, что у одного хорошего парня при загадочно-кровавых обстоятельствах исчезает близкий ему человек, и все подозрения, естественно, падают на индейцев. Разве что здесь у героя-первопоселенца Фергуса похитили не жену, а невесту и половину её семьи, а другую половину зверски перерезали. После чего отчаявшийся Фергус отправился в погоню, и тоже не один, а в компании двух опытных стрелков. А также - сына одного из них и (на первых порах) взвода солдат, чьему командиру приказали разобраться в произошедшем и наказать виновников. Ну или всех тех, кого он сочтёт таковыми.
К счастью, помимо схожести завязки и атмосферы лютого жесткача, больше ничего общего у этих историй нет. И там, где Залер целых полфильма тянет волынку (есть у него такой грешок), Петти на радость зрителей подбрасывает в сюжетное горнило одну мрачную ситуацию за другой. Отчего и рассказ у него развивается динамичнее, и общая картина событий, при сохранении сквозной интриги, раскрывается не столь линейно.
Также хочется отметить, что "Закопанные" представляют собой не только добротный экшен-хоррор ценою в 7 млн. $, но и даже... научную фантастику. По крайней мере местное зло довольно любопытно вписано в биоценоз американской прерии, имеет свою тактику охоты и специфику питания. И всё это красиво и душераздирающе обыгрывается в сюжетных перипетиях, нагоняя на зрителя ещё больше страха и усугубляя настроение обреченности.
Не забыта и вестерн-составляющая, пускай Петти и сэкономил немало денег на антураже, не став загонять своих героев в какой-нибудь городок или форт. Лишь в начале фильма нам покажут несколько хибар под видом мелкой фермы, а всё остальное время вплоть до финала декорации для Петти предоставляла матушка-природа Нью-Мексико, не испытывающая недостатка в колоритных пейзажах. Ну а нарядить свою актёрскую труппу в дикозападные костюмы, выдать ей оружие и усадить её на лошадей тем более не составило ему труда.
Всё это позволило выделить достаточно денег на проработку спецэффектов, так что пугают здесь пусть скромно, но ярко и качественно.
***
В общем, как говорится, если долго сидеть на берегу Интернета, то однажды мимо тебя обязательно проплывёт хорошее кино, которое ты в когда-то проморгал. Точь-в-точь как в моём случае с "Закопанными". Которые оказались на поверку и симпатичным вестерном, и кровожадным хоррором, и на удивление сильной мрачняк-драмой. Такой, где в определенный момент понимаешь, что конец у неё наверняка будет сурово-жизненный, но от этого она не становится менее интересной.
Иными словами, если вы видели "Костяной томагавк" то понимаете, о чём речь. А если не видели ни его, ни "Закопанных", то у вас есть сразу две причины пощекотать себе у экрана нервишки, благо в качественном плане оба фильма друг друга стоят.