Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Драка в блоке 99

Бей и выживай. Криминальный мрачняк от создателя "Костяного томагавка" и "Закатать в асфальт". (Brawl in Cell Block 99, 2017, США) Вторая картина С. Крэйга Залера после его дебюта, оригинального жесткач-вестерна "Костяной томагавк", многих вогнала в легкую растерянность.
Вот, казалось бы, перед нами возник молодой (в карьерном, не возрастном понимании) и талантливый хоррор-мейкер, как С. Крэйг вжух! - и резко переориентировался в своем творчестве.
Куда именно? О, это тоже было чертовски любопытно! Вообще, все три на сегодня картины Залера (последняя - "Закатать в асфальт", 2018, с Мэлом Гибсоном и опять-таки Винсом Воном) требуют к себе особого зрительского подхода. И ради "чисто позырить" они непригодны, хотя абсолютно ничего сложного в их сюжетах нет.
Впрочем, нет в них и артхаусной мути, сюра, высокого "штиля" и иного расшаркивания перед снобами-эстетами от мира кино. Всё дело в уникальной подаче Залером своих сюжетов; сценарии он тоже всегда писал себе сам. Такое впечатление,
Оглавление

Бей и выживай. Криминальный мрачняк от создателя "Костяного томагавка" и "Закатать в асфальт".

(Brawl in Cell Block 99, 2017, США)

Вторая картина С. Крэйга Залера после его дебюта, оригинального жесткач-вестерна "Костяной томагавк", многих вогнала в легкую растерянность.
Вот, казалось бы, перед нами возник молодой (в карьерном, не возрастном понимании) и талантливый хоррор-мейкер, как С. Крэйг вжух! - и резко переориентировался в своем творчестве.
Куда именно? О, это тоже было чертовски любопытно!

"Камень-ножницы-бумага" по правилам строгого режима.
"Камень-ножницы-бумага" по правилам строгого режима.

Вообще, все три на сегодня картины Залера (последняя - "Закатать в асфальт", 2018, с Мэлом Гибсоном и опять-таки Винсом Воном) требуют к себе особого зрительского подхода. И ради "чисто позырить" они непригодны, хотя абсолютно ничего сложного в их сюжетах нет.
Впрочем, нет в них и артхаусной мути, сюра, высокого "штиля" и иного расшаркивания перед снобами-эстетами от мира кино.

Всё дело в уникальной подаче Залером своих сюжетов; сценарии он тоже всегда писал себе сам. Такое впечатление, что порой он нарочно, не сказать принципиально, игнорирует законы современной драматургии. В частности - динамику повествования. Которое вроде бы изначально заточено под бодрый темп ее подачи, но на деле тот постоянно сбивается, будто "дыхалка" старого курильщика при подъеме на 12 этаж.

А все потому что ну любит С. Крэйг втиснуть в картину неинтересный затянутый диалог, в том числе на отвлеченную тему. Или сцену, где герои по нескольку минут проделывают действие, коему в иных фильмах отвели бы считанные секунды, урезав его монтажом. Или вводит персонажа, никак не влияющего на ход сюжета. Либо вовсе в нём не участвующего, но с которым герой зачем-то долго и нудно общается - опять-таки и на отвлеченные темы.

Всё это наблюдается и в "Драке в блоке 99". Что, конечно, порой нервирует, но в целом не портит впечатление от этого по-залеровски циничного и безжалостного жесткача. Чем-то напоминающего вышедший в тот же год "Выстрел в пустоту" Рика Романа Во, только у С. Крэйга процент здорового трэшака в сюжете гораздо выше.

Дон Джонсон, конечно, не дон Корлеоне, но без уважения с ним тоже разговаривать нежелательно.
Дон Джонсон, конечно, не дон Корлеоне, но без уважения с ним тоже разговаривать нежелательно.

Трэш, да, тут не забыт. Членовредительный и мрачный. А вот ожидаемого хоррора - упс! - нет и в помине.
Зато есть кроваво-криминальный "тюремный" боевик, по-залерски простой и неторопливый, но с лихвой оправдывающий свое "зуболомное" название.

Сюжет "Драки" прост на уровне сочинения третьеклассника "Как я провел лето".
Вот громилу по имени Брэдли (Винс Вон) увольняют из автомастерской. Не за какие-то грехи, а просто по сокращению штатов. После чего он от безысходности устраивается работать к другу наркокурьером, но попадается копам, теряет товар и садится за решетку на семь лет.
Однако, чтобы выплатить долг, ему надо добраться в тюрьме до некоего Бриджа и грохнуть его, а не то бандиты на воле покалечат беременную жену самого Брэдли.
Одна загвоздка: его жертва сидела в самом крутом блоке соседней, гораздо более строгой тюрьмы.

И вот наш громила, бывший боксер, пускается во все тяжкие, лишь бы его перевели в тот злосчастный блок. То есть тупо лупцует всех напропалую, и охранников, и других зеков. И, по примеру какого-нибудь "Супер Марио", идет по "уровням" этой игры - с простого на все более сложные, пока не доходит до финального. Где Брэдли, разумеется, будет ожидать сюрприз и обязательный крутой финальный баттл.
Вот, собственно, и всё.

"- Узнаешь брата Колю?.. - Узнаю!.. Узнаю брата Колю!". Ильф и Петров.
"- Узнаешь брата Колю?.. - Узнаю!.. Узнаю брата Колю!". Ильф и Петров.

Есть, правда, здесь у С. Крэйга пара спорных моментов, нарушающих элементарную логику даже трэш-боевика.
Первый: зачем вдруг Брэдли начал заступаться... за совершенно незнакомых копов, хотя имел все (!) шансы незаметно скрыться и в итоге избежать ареста? Тем паче, что дома его ждала беременная жена? В чем тут мотив, особенно против мощнейшего мотива заботиться о жене и долгожданном новорожденном ребенке?

И второе: тюремная камера в "строгаче", чей пол нарочно усыпан... битым стеклом (типа для издевательства над узником) - блин, да вы серьезно? А не лучше было сразу усыпать пол бритвенными лезвиями или заточками - не, ну раз учинять феерический маразм, то по полной!
Короче, тут в "Драке" С. Крэйг-сценарист явно налажал и пусть не отнекивается.

***

В общем, не скажу точно, какой из трех фильмов Залера мне нравится больше, но скажу, что одну из свои лучших ролей Винс Вон сыграл именно здесь.
Как и сама "Драка в блоке 99", несмотря на ряд сценарных ляпов и затянутостей, смотрится с не меньшим удовольствием, чем вышеупомянутый
"Выстрел в пустоту". А временами и покруче. Особенно, когда дело доходит до мордобоя и Вон корчит зверское лицо, на чьем фоне все прежние герои Винса кажутся мимишными котятами.

И кстати, что там с четвертой картиной Залера, которой нет даже в его планах? Неужто он завязал с кинотворчеством?
Вот это взаправду было бы обидно. Даже со всеми своими огрехами, все фильмы С. Крэйга - маленькие события, которые решительно нельзя пропускать.

Трейлер фильма: