Найти тему
Анна Жихарева

Изломы китайской цивилизации: «культурная революция» Мао Цзэдуна

На пути своего развития китайская цивилизация пережила множество событий, которые значительно повлияли на ее судьбу. Одним из таких событий стала «культурная революция» Мао Цзэдуна.

Для начала стоит разобраться, в чем же был смысл «культурной революции»? Мао Цзэдун, можно сказать, преследовал свои цели: с помощью бедных крестьян он хотел свергнуть своих буржуев и капиталистов, которые угнетали Мао в правах. Он хотел править страной «железной рукой» и прийти в итоге к коммунизму. Для этого ему нужно было «перевоспитать» население и внедрить марксистско-ленинскую идеологию в личные убеждения каждого. То есть, создать «нового человека», который не будет в подчинении господ. Мао считал, что для достижения своей цели ему необходимо искоренить четыре аспекта: устаревшие идеи, старую культуру, старые обычаи и старые привычки. Проще говоря, избавиться от пережитков прошлого, создать все новое. Правда, как он себе это представлял – непонятно, ведь для этого нужно перевернуть не только общую структуру общества, но и полностью мышление людей. Кроме того, нельзя не отметить, что «культурная революция» — это своеобразная борьба за власть в Коммунистической партии Китая.

Последователями Мао Цзэдуна стала молодежь. «Хунвейбины» (красные стражи) — отряды из школьников из студентов, созданные с целью борьбы с теми четырьмя пережитками прошлого. В первую очередь это коснулось учителей и профессоров, чьи дома были разрушены. Позже примкнуло и остальное население государства, начались убийства партийных сотрудников, в следствие чего в стране воцарился хаос. Повсюду были издевательства над людьми, пытки, жестокие и изощренные убийства. Миллион убитых и сотня миллионов пострадавших. Видимо, Мао считал, что построить что-то новое невозможно без полного уничтожения старого. Более того, он явно дал понять, что хорошо жить стране мешают четыре вредителя: мухи, комары, крысы и воробьи. Последним повезло меньше всего.

Кстати, Мао Цзэдун создал «мировой бестселлер». Его цитатник (красная книжечка) знали наизусть как свои пять пальцев. Знание других книг не требовалось. В принципе, ничего другого не требовалось. Театры, памятники, библиотеки – все было разрушено. Интересно, что делало в то время старшее поколение, ведь это их культура. Хотя, если посмотреть на фотографии школьников «хунвейбинов» – я на месте какой-нибудь пожилой женщины не рискнула бы подойти к ним со своими нравоучениями.

Спустя какое-то время по стране разгуливали банды, крушащие все вокруг и враждующие между собой, а урожай хоть и был богатым, но пробраться к нему не было возможности – из-за истребления воробьев огромное количество саранчи и других насекомых облепило все выращенное полностью. Скорее всего, Мао даже устраивало это. Но в конце концов ситуация окончательно потеряла контроль, и с помощью военных Мао Цзэдун смог навести порядок и даже восстановить партийный аппарат, однако, стремление создать «нового человека» угасло. Как и стремление убивать пернатых.

Далее Мао захотел обладать единоличной властью. Введя несколько поправок в Конституцию и публично казнив пару человек, он добился своего. Кроме того, свое влияние он оказывал и в армии, привлекая военных с отличными от «правильных» идеями.

Но все хорошее (или не очень) рано или поздно кончается. Мао Цзэдун умирает, и начинается борьба за власть среди четырех наиболее приближенных к Мао людей. Их жалкие попытки сохранить культ личности вождя прекратились путем политического переворота, в результате которого они все были обвинены в предательстве и арестованы.

Миллионы пострадавших, бесконечное количество уничтоженных книг, монастырей, библиотек и прочих культурно-исторических источников. Даже Великая китайская стена в некоторых местах пострадала. Все это стало итогом культурной революции. Однако, в бочке дегтя есть ложка меда – была проведена реформа образования для обучения молодых специалистов. Но, конечно, эта положительная сторона умалчивается в силу других кровопролитных событий того времени. Жестокое правление, бесчисленное множество смертей и невосполнимые духовные потери – вот, что оставил после себя Мао Цзэдун в результате проведения «культурной революции».