Танк М4А2(76)W HVSS Sherman из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
M4 «Шерман» - американский средний танк периода Второй мировой войны.
Воевал в Европе, Азии, Африке и на Тихоокеанском театре.
Большое количество машин было поставлено по ленд-лизу союзникам по антигитлеровской коалиции, в основном, Великобритании и СССР.
Первые версии танка М4 были вооружены пушкой M3 калибра 75 миллиметров.
Достаточно хорошее орудие для первой половины Второй мировой войны, сравнимое по характеристикам с пушкой Ф-34 советского танка Т-34.
Но с появлением у противника танков PzKpfw V «Panther» и PzKpfw VI «Tiger» (вон он, кстати, слева на снимке) стало очевидно, что бронепробиваемости пушке M3 не хватает.
Быстрое решение проблемы американские конструкторы нашли в замене пушки вместе с башней на другую, от опытного танка T23.
Диаметр погона башни M4 составлял 1720 мм, поэтому задел для установки "больших голов" у машины был.
Новая длинноствольная 76-мм пушка M1 могла пробивать в полтора раза более толстую броню, чем 75-мм пушка M3.
Это решило большую часть проблем с новыми "немцами".
В то же время постоянные изменения и улучшения вооружённости и защищённости M4 увеличили его боевую массу до 33 с лишним тонн.
Это привело к тому, что его подвеска стала испытывать большие сложности с ресурсом.
Неудивительно, если учесть, что она почти без изменений пришла на M4 с 17-тонного Medium tank M2 (через его улучшенную версию M3 Lee).
Там, вообще, была интересная история, связанная с тем, что нижняя половина нескольких поколений американских средних танков менялась не особо сильно, в отличие от верхней.
Выход был найден в замене прежней версии подвески на новую, более совершенную и успешно выдерживающую возросшую нагрузку.
Остальная конструкция танка осталась прежней.
Для определения типа к индексу модели танка стали добавлять аббревиатуру типа его подвески. Старая называлась VVSS (Vertical Volute Spring Suspension), а новая HVSS (Horizontal Volute Spring Suspension).
Опыт войны и последующее развитие танкостроения показали однозначное преимущество торсионной подвески перед различными вариантами пружинных.
Поэтому и подвеска "Кристи", применявшаяся на Т-34, и американская VVSS/HVSS достаточно быстро перестали применяться.
Однако, в предвоенные годы это было не так очевидно, в том числе и по технологическим проблемам массового производства длинных, упругих и прочных торсионов.
Пружинная была дешевле, казалась проще и в разных вариантах применялась всеми конструкторами.
Одним из вариантов пружинной подвески была VVSS - блокированная подвеска с двумя продольно расположенными широкими опорными катками и вертикально расположенной амортизирующей пружиной.
Мы видели её на стоящем рядом M4A2(75) VVSS.
Но у новых более тяжёлых версий M4 с башней Т23 и пушкой М1 эта подвеска начинала ломаться слишком быстро.
Отслаивались резиновые бандажи опорных катков, ломались пружины.
Слишком узкие гусеницы снижали проходимость танка на мягком грунте.
Вот так выглядела VVSS обычного M4A2:
Для ликвидации этих проблем было предложено полностью заменить ходовую Шерманов.
Старые тележки заменили на новые с четырьмя колёсами.
Увеличилась площадь контакта с гусеницами, снизилась нагрузка на бандажи, тележка стала меньше и легче.
Новые гусеницы были расширены с 420 до 584 мм, что значительно улучшило проходимость танка, снизив давление на грунт с 0,98 до 0,714 килограммов на квадратный сантиметр.
Появились телескопические амортизаторы для гашения колебаний и уменьшения раскачки на высокой скорости.
Это HVSS модернизированной машины:
Оба варианта подвески можно увидеть Ленино-Снегирёвском музее, в экспозиции которого есть два танка M4A2.
Про первый я рассказывал вчера - это M4A2(75) VVSS - версия M4 с двумя шестицилиндровыми дизелями GM 6046, 75-мм пушкой M3 и старой версией подвески VVSS.
Второй танк, наш сегодняшний герой - это M4A2(76)W HVSS (так же известный как M4A2E8 и "Fury") - версия M4 с теми же двумя двигателями General Motors, новой башней Т23, 76-мм пушкой М1 и подвеской HVSS.
По информации Surviving Panzers website его серийный номер 64643, а регистрационный 30122622.
Выпущен танк на заводе Fisher Tank Arsenal в феврале 1945 года.
Вероятнее всего, эта машина была в числе 250-ти танков данного типа, которые попали в СССР в мае-июне 1945 года.
То есть, они не успели принять участие в боях с немцами.
Зато успели на Советско-Японскую войну, а точнее её сухопутную часть - Манчжурскую операцию, а затем ещё несколько лет служили в Советской Армии.
Интересная особенность машины - её моторный отсек.
Можно заметить, что все элементы на крыше отсека либо попарно симметричны, либо находятся по центру.
Это не удивительно, потому что у M4A2 два двигателя.
Проблема с мощными компактными моторами для танковых конструкторов всегда была актуальна.
И идея совместного использования нескольких слабых двигателей, для достижения требуемой мощности, лежала на поверхности.
Поэтому во многих танках того периода было больше одного мотора.
Собственно, именно двигателями различаются разные версии M4.
У M4A1 стоит звездообразный авиационный двигатель Continental, у M4A2 спарка дизелей GM, M4A3 получил бензиновую восьмёрку Ford, а больше всех отличился M4A4 в котором установили пять автомобильных шестицилиндровых двигателей Chrysler L6, получив монстрообразную 30-цилиндровую установку Chrysler A57 multibank.
Все эти двигатели, кстати, имели мощность около 350-370 л.с.
Любопытно, что для советских танков уже в 1939 году начали производить 500-сильный компактный дизель В-2, с которым Красная Армия и прошла всю войну.
Новая ходовая часть танка.
Хорошо заметно насколько шире стала тележка.
А гусеница с траками T66 стала даже немного шире, чем у нашего Т-34-85.
В следующий раз мы посмотрим на маленькие, но очень полезные на поле боя миномёты, несколько единиц которых есть в коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.