Автор
Нина Викторовна Балабанова, кандидат психологических наук, преподаватель Института практической психологии «Иматон», сертифицированный консультант и тренер Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров, специалист по арт–терапии, член Российской арт–терапевтической ассоциации, в рамках вебинара «Мужские и женские архетипы» рассказывает про работу с архетипами через маски.
К теме наших глубинных структур первым проявил интерес Карл-Густав Юнг. Он предположил, что в нашем Ид, в нашем великом бессознательном не только заблокированы запретные темы, запретные желания, но в нем много ресурсных частей и отторгнутых сторон личности. Это И Тень, и более мощные структуры, которые находятся глубже Тени, еще более непонятные — Анима и Анимус, и другие. Архетипы это изначальные, древнейшие образы, которые существуют столько, сколько существует человечество, в которых заложен опыт выживания, заложена внутренняя сила, и которые являются нашими энергетическими, смысловыми, духовными, ценностными, ментальными источниками нашей жизни. Архетипы даны, по мнению Юнга, именно для того, чтобы человечество просто элементарно выживало.
ОБУЧЕНИЕ Нина Викторовна Балабанова12–14 мая 2020 ВЕБИНАР: Архетипическая арт-терапия5 300 руб.УЧАСТВОВАТЬ
Архетип — это что-то очень глубокое, но периодически прорывающееся, проявляющееся. Мы можем это увидеть, распознать, когда оно само является к нам в снах, оговорках, описках, в наших реакциях на окружающее, эмоциональных, телесных, ментальных, в реакциях на фильмы, мультфильмы, документалистику, новости, на какие-то случаи, интересные, трагические, трагикомические, – или в специально организованных практиках, в том числе арт-терапевтических, одной из которых является работа с архетипическими масками.
Работать с архетипами очень трудно — но очень интересно, а главное, очень ресурсно. В архетипах очень много силы, поэтому жалеть клиента, нянчить его, усыновлять, «грудью его материнской психологической кормить» не нужно, ему нужно просто дать возможность доступа к этим его ресурсам. И нужно очень спокойное, очень бережное, очень уважительное и очень осторожное отношение, потому что работа с архетипами — это встреча с Местом Силы.
Чаще всего, когда мы работаем с архетипами, мы работаем с Персоной, Эго и Тенью. Кстати, Юнг говорил, что работа с Тенью – это работа для подмастерья, а работа с Анимой и Анимусом — это работа для настоящего мастера. С масками хорошо прорабатывать как тему Тени и тему Персоны, так и тему Анимы для мужчины или Анимуса для женщины, глубинного Анимуса — помощника, советника, наставника, мудреца и так далее.
Работа с архетипическими масками — это групповая техника. В группе все происходит на общем подъеме, группа выступает как поддерживающая и контейнирующая, вдохновляющая структура, поэтому в группе маски работают на 150%. Индивидуальная работа с масками будет гораздо слабее, она будет гораздо более долгая и энергозатратная.
На первых порах, работая с масками, я использовала плоскостные маски, просто из бумаги. На них участники дорисовывали, наклеивали кто что хотел, затем надевали и в них функционировали. Плоскостные маски могут быть самого разного размера. Кто-то рисует маску размером с лист А4, а у кого-то маска занимает гораздо большее пространство, это может быть даже лист А2. Главное, чтобы маска закрывала все лицо, это однозначное правило.
Потом в моей практике появились готовые прессованные маски из папье-маше, они очень хороши и приятны на лице.
Нарисовав маску, человек надевает ее на себя и от имени этого Персонажа говорит. Это не придуманный диалог: вот я смотрю на маску и думаю, «что бы я мог сказать через эту маску». Это не про карнавал и не про театр, в котором все роли заранее уже определены. Я надеваю эту маску и ощущаю себя внутреннего, прислушиваюсь к себе и когда «поднимается» информация, внутри меня появляется какая-то энергия, какая-то эмоция, какие-то слова изнутри меня, из тайников бессознательного, из пространства этого архетипа, вот эти слова я тогда и произношу. Поэтому нужна группа, которая будет это контейнировать и поддерживать.
ОБУЧЕНИЕ Нина Викторовна Балабанова19–21 мая 2020 ВЕБИНАР: Мужские и женские архетипы 5 300 руб.УЧАСТВОВАТЬ
Работа с маской получается очень глубокая, очень энергетическая, и люди очень часто говорят: «такое ощущение, что я стоял на каком-то энергетическом столбе, а как вышел из этого места, как будто снова стал самим собой. А когда стоял в этом месте, когда надел на себя эту маску, я как будто какой-то другой был, как будто я был «им» как раз». Поэтому маска очень ненадолго надевается, на небольшое время человек входит в это пространство, для того чтобы в этот контакт вступить. Потому что это напрямую контакт с силой этого архетипа.
И главное — это не фразы, которые в этот момент говорятся. Бывает временами, что человек просто стоит и молчит, и потом говорит: «вы знаете, мне это трудно выразить, это чувство, эти мощные телесные ощущения, — но я точно знаю, что у меня все получится». Контакт с Персонажем может быть бессловесный, невербальный.
Замечу как пример про силу влияния этого контакта: люди заикающиеся, надев маску, вступая в контакт, перестают заикаться на время пребывания в ней, на время контакта с Персонажем.
Можно сочетать работу с маской и работу с текстом, с рассказыванием историй, но я обычно этого не делаю. Работа с маской — это не драматизация, драматизация – это когда мы разыгрываем что-то, какой-то сюжет. А в контакте, в работе с маской сюжета нет, это проживание образа, здесь идет прямой контакт и освоение этой силы.
И хочу сказать, что работа с маской — это, наверное, самая мощная техника арт-терапии из всех, что я делаю, — уже почти 20 лет.
Автор
Балабанова Нина Викторовна
доцент, кандидат психологических наук, преподаватель, Институт практической психологии «Иматон»
Краснодар