Найти тему
Компас

Загадочный сибирский народ ясколба

Территория расселения заболотных татар до сих пор остается труднодоступной. Местные жители сохраняют свою самобытность, они не относят себя ни к угорским народам, ни к сибирским татарам. До недавнего времени среди них бытовало самоназвание ясколба. Под этим же названием они упоминаются в русских летописях.

Тобольский летописец сообщает, что из Ясколбы, или Заболотья, происходил князь Ишбердей, разбитый отрядом Ермака. Первоначально Ишбердей выступил на стороне сибирского хана Кучума, но затем перешел на русскую службу. Летопись упоминает его как посредника в переговорах между угорскими, татарскими князьями и русскими. При этом говорится, что войско Ишбердея состояло из вогулов (манси).

Сам Ишбердей, судя по имени, был мусульманином. Кучум проводил активную политику исламизации населения Сибирского ханства и сопредельных территорий. На тот момент язычниками оставались не только манси и ханты, но и значительная часть тюркоязычного населения ханства. Аристократия переходила в новую веру первой. Так в среде угорской знати появился титул мурза. Кроме того, есть данные, что мусульмане могли приглашаться в качестве воевод в угорские княжества, например, в Пелым.

Туринские, таборинские и ясколбинские манси из-за своего географического положения испытывали гораздо большее влияние со стороны Сибирского ханства, чем пелымские, лозьвинские, кондинские манси и ханты бассейна Оби.

В летописях 17 века фигурируют уже туринские, таборинские и ясколбинские татары, но не вогулы. Определение их как татар основывалось на мусульманском вероисповедании и использовании ими в обиходе диалектов татарского языка.

В Заболотье укоренению ислама во многом способствовали переселенцы с Тобола и Иртыша, бежавшие сюда после разгрома войск Кучума.

Между тем, здесь сохранились традиционно угорские методы хозяйственной деятельности – охота, рыбная ловля, сбор ягод и кедровых орехов. В быту и таежном промысле жители Заболотья продолжают пользоваться изделиями из бересты, характерными для сосьвинских и лозьвинских манси.

Археологические исследования позволяют говорить, что хозяйственный уклад Заболотья мало изменился за последнюю тысячу лет, а большинство современных деревень заболотных татар находится в границах раннесредневековых городищ.

С официальным трудоустройством в Заболотье сейчас сложно, но массового оттока населения не наблюдается. Здесь проживает около 2000 человек, и эта цифра по данным последних трех переписей населения почти не меняется.

Примечательно, что Заболотье мало зависит от поставок продуктов питания с большой земли. Основу рациона составляет рыба и мясо диких животных (лось, водоплавающая и боровая дичь).

Жители Заболотья до сих пор помнят легенды о богатыре Иляк тро, который сражался с пришедшими на реку Лайма сыбырами (вероятно, сибирскими татарами). Мотив этих сказаний перекликается с богатырскими песнями манси. Кроме того, они показывают, что отношения ясколбинцев с соседями отнюдь не всегда были мирными.

Соседние группы татар еще в конце 20 века называли жителей Заболотья иштяками. Этноним иштяк встречается в Карагайской рукописи, составленной на сибирско-татарском языке с использованием арабской графики. Иштяками там именуются язычники, которые отказались принять ислам и укрылись от миссионеров в заболоченных лесах. Таким образом становится ясно, что другие татары не считали ясколбинцев настоящими мусульманами.

Бесспорно, угорский компонент оказал очень сильное влияние на формирование общности заболотных (ясколбинских) татар и их хозяйственный уклад. Большинство браков по сей день заключается ими внутри своей этнической группы, что препятствует проникновению заимствований в язык и культуру.

Влияние сибирских татар прослеживается в языке и исламской культуре, но с оговорками. В Заболотье благодаря природной изоляции сохранился архаичный диалект, который значительно отличается от диалектов тоболо-иртышской и курдакско-саргатской групп сибирских татар. Более того, здесь не было найдено ни одного религиозного текста на литературном сибирско-татарском языке. Религиозные напевы (мунаджаты) также отличаются и от сибирско-татарских, и от казанских.