Сперва я стала смотреть фильм. Мне нравились обе главные героини: Элена Ричардсон, богатая дама, мать четверых детей, живущая в Шейкер-Хайтс, пригороде Кливленда, и вольная художница Мия Уоррен, перемещающаяся по стране на небольшом автомобильчике вместе со своей дочерью-подростком Пёрл.
Путешественницы остановились в арендном доме миссис Ричардсон, хозяйка предложила квартирантке подработку в своем доме, зная ее затруднительное материальное положение, исключительно из добрых побуждений.
А дальше дети обеих женщин подружились, а сами женщины сошлись как "стихи и проза, лед и пламень". Поначалу они даже симпатизировали друг другу, хотя и той, и другой новая дружба казалась в диковинку.
То, что будет "пламень" было видно с первого кадра фильма: дом Элены горел, и обвиняли в этом ее младшую дочь, Иззи.
Но почему-то по ходу развития сюжета в это не верилось, возникало много вопросов и предположений. А фильм между тем раскрывал проблемы взаимоотношения героев, рассказывал об их историях и тайнах.
К седьмой серии меня уже раздражали и Элена, и Мия: обе по-своему были правы, но каждая считала, что именно ее образ жизни, ее опыт единственно верные, и требовала подчинения от других.
Камнем преткновения стало судебное разбирательство по делу об опеке над маленькой азиатской девочкой, в чьей семье она будет жить: приемных родителей или ее биологической матери. Это возбудило весь город.
Мия Уоррен активно защищала одну сторону, а Элена Ричардсон другую,и каждая была близкой подругой одной из участниц этого судебного разбирательства.
Страсти накалялись, в конфликт оказались втянутыми дети обеих женщин, пошли в ход запреты на общение подростков.
Кроме того и у подростков, как оказалось, полно собственных проблем.
В этом клубке страстей мне было жаль только одну девочку, младшую дочь Элены, Иззи.
Было совершенно непонятно, за что ее гнобят в школе, не любят в семье, и почему мать предъявляет к ней завышенные требования.
Нисколько не удивительным казалось, что девочка изо-всех сил тянулась к Мие, и у них оказались близкие интересы в плане искусства и теплые отношения, которые Иззи не получала в семье.
Кстати, дочь Мии Пёрл изо всех сил тянулась к миссис Ричардсон и ее детям, так как ей осточертел кочевой образ жизни ее матери, и она не понимала её искусства. Она увидела другую жизнь в доме, где её приняли и полюбили. И тут, на тебе: война матерей, запрет на встречи с друзьями.
7 серий посмотрела с интересом, в ожидании развязки, но выхода восьмой серии пришлось ждать.
И тогда я взяла книгу Селесты Инг с одноименным названием "И повсюду тлеют пожары", не будь фильма, книга не попала бы мне в руки.
Автор также начинает с конца, с пожара в доме Ричардсонов, в котором дети обвиняют "психованную" Иззи. Но уже понятно из фильма, что она никакая не психованная, а просто "чужая среди своих".
А дальше автор книги начинает медленное раскручивание клубка: перед глазами возникают истории всех действующих лиц, детей и взрослых.
И многое становится понятным: почему у Элены именно такой образ жизни, а у Мии совсем другой. Попутно узнаешь о том, что Шейкер -Хайтс, где развивается действие, построен выходцами из религиозной общины шейкеров, которые считали, что мир можно довести до совершенства, если все упорядочить.
Город образцовый, в нем живут добропорядочные люди, много зелени и одни из лучших школ в стране.
У Элены бабушка и мама всю жизнь прожили в этом городе, сама она вернулась туда после университета, и больше никуда не выезжала. Это объясняет ее жизненную философию: надо все держать под контролем, нельзя допускать разжигания огня, нужно гасить искры, в чем бы они ни проявлялись.
Ей пришлось от чего то отказываться, чтобы в конце концов придти к цели: спокойной обеспеченной жизни в идеальной семье. Она занимается благотворительностью, как занимались её мама и бабушка.
И все было бы чудесно, только младшая дочь, Иззи, оказалась совсем других кровей, бунтарских.
И пришлая художница Мия тех же кровей, она повсюду разбрасывает искры, и того и гляди, все спалит.
Как журналистка, Элена раскручивает историю жизни Мии, понимает, почему она мотается по городам, но эту информацию держит при себе. Она не шантажистка, ей была нужна ясность.
Конфликт в разнице жизненных позиций: каждая из женщин считает, что именно ее философия и поступки правильные. И они увлекаются настолько, что не замечают проблем своих детей-подростков, а они более чем серьезные.Почему-то каждая женщина чужого ребенка понимает лучше, чем собственного. А подростки попадают в ситуацию "вот бы мне такую маму".
Есть в книге, как и в фильме, судебное разбирательство по делу об опеке над маленькой азиатской девочкой, но оно не в центре конфликта.
По книге Мия адвоката для своей подруги-китаянки не нанимала,
там вообще адвокат бесплатный, а, значит, не это послужило поводом для окончательного разрыва между двумя главными героинями.
Разница между книгой и фильмом чувствуется. В книге Мия не афроамериканка, там ничего не говорится о ее расе. В фильме Мия упорно доказывает, что она не прислуга, хотя никто её таковой не считает.
И нет однополой любви в историях Мии и Иззи, которые подчеркнуты в фильме как предмет непонимания и травли или способ самоутверждения.
И в фильме, и в книге есть острые проблемы, связанные с семейными отношениями, материнством, взрослением детей. Только создатели фильма решили добавить ещё остроты за счет темы толерантности к гомосексуализму, а также расизма наоборот (это когда афроамериканцы вызывающе ведут себя по отношению к белым, а те в силу воспитания не видят разницы между расами)
В моем представлении, создатели фильма, добавив такой чисто американский колорит, переперчили: острых тем и в книге хватает.
Книга мне понравилась больше. Там меньше нервозности, и проблемы общечеловеческие, они спокойно рассматриваются со всех сторон, так, что нет правильного-неправильного, есть жизнь у каждого своя, и каждый имеет право на ошибки.
А ещё каждый имеет право на свою жизнь, пусть это и не нравится близким.
"И повсюду тлеют пожары", значит, искры всё-таки разбрасываются, а не находятся под усиленным контролем. А правильно это или нет, бывает по-разному: у каждого свой выбор.
К моменту написания статьи книгу я прочитала, а восьмая серия фильма ещё не вышла.
Добавлю:
P.S.1
Я предпочла бы остановиться на седьмой серии фильма и концовку как в романе.
В 8 серии слишком явно указано, кто из двух женщин был не прав, а поджигателями объявлены те, кто не поджигал.
Очень сильное отличие книги от фильма. А одну из героинь просто размазали...
P.s.2
Когда то в Кинопанораме советского времени был раздел: придумайте смешную подпись к показанной зрителям картинке.
На одной фотографии была лиса с куском сыра, сидящая на дереве, и ворона, взирающая на неё снизу.
Самой смешной оказалась подпись:
Это не мираж, не аберрация,/ всего лишь классики экранизация.
Не, я, конечно, понимаю, что фильм и книга-разные произведения и что это не классика, но чтобы так исказить героиню и отношение к ней....
Страничка, посвященная фильму на Кинопоиске, там же есть рецензии, в том числе моя. Пока их немного, но уверена, что фильм заслуживает внимания, впрочем как и книга.
https://www.kinopoisk.ru/series/1140015