Доброго времени суток, дорогой читатель!
Вот уже многие годы цифровой интернет-магазин Steam занимает лидирующую позицию на поприще распространения компьютерных игр. Возможно вы, как и я, зарегистрировались в Стиме гораздо позже его создания и в этой статье я хочу осветить некоторые из моментов становления и эволюции знаменитого игрового сервиса.
Steam: начало. 2002 год и бета-тест
История Steam стартовала в 1999 году с успехом Team Fortress Classic и Counter-Strike, модов, которые были созданы на основе Half-Life (1998). Ещё до выхода финальных версий эти игры стали одними из самых популярных многопользовательских игр. В то время популярность игр достигала максимум трёх тысяч активных игроков, однако число игроков TFC и CS спустя пару лет возросло в несколько раз. Valve необходимо было решить проблемы в свете дальнейшего роста числа игроков. В основном это касалось автоматического обновления игр и совершенствования античит-системы.
Когда разработчики начали разработку этой системы, им пришла идея использовать эту платформу для продажи игр. Реализация этой идеи представлялась слишком дорогой, поэтому в Valve искали сотрудничества с различными компаниями, такими как Amazon, Yahoo и Cisco, но все ограничивались обещаниями. Поскольку система была так необходима Valve, компания решила, что будет сама осуществлять эту идею.
Steam впервые был представлен на Game Developers Conference 22 марта 2002 года. Версия Steam 1.0 стала доступна во время бета-тестирования Counter-Strike 1.4. Установка Steam была обязательна для бета-тестеров CS. Я думаю не одному мне кажется, что зарождающийся Steam был больше похож на меню первой игры Valve Half-Life.
Steam 2.0. 2003 год. Финальный релиз.
Steam 2.0 принес с собой некоторые изменения пользовательского интерфейса, также были добавлены система мгновенного обмена сообщениями и список друзей. В середине 2003 года состоялся официальный релиз Steam.
16 ноября 2004 года Valve выпустила свой главный шедевр - Half-Life 2, игру, которая собрала более 45 титулов "Игра года-2004". Кстати, Half-Life 2 стала первой игрой, которая требовала наличие Steam на компьютере в обязательном порядке. В том же году вышла Counter-Strike:Source.
А к концу 2005 года в Steam начали появляться первые сторонние игры, под сторонними имеются ввиду игры, которые были разработаны не Valve.
Steam 3.0. Steam Community и первые массовые распродажи
В августе 2006 года начался переход к Steam 3.0. Сначала был изменён дизайн официального сайта, а в декабре значительно переработан и внешний вид программы. Тона́ оформления Steam были изменены с серо-зелёного на тёмно-серый. Теперь программа больше напоминала меню актуальной тогдаHalf-Life 2. Также был изменён формат скинов программы, в результате скины для старой (второй) версии перестали работать.
Следующий шаг последовал в августе 2007 года - вышла первая бета-версия сервиса Steam Community, позволявшего игрокам, общаться и устраивать состязания; релиз Steam Community состоялся в сентябре и эта система придала Steam'у очертания социальной сети для геймеров.
Первая массовая распродажа в Steam началась 24 декабря 2007 года и продлилась ровно неделю - по 1 января 2008 года включительно. Многие игры тогда получили скидку от 10 до 50%.
В начале 2008 года Valve выпустили Steamworks, тем самым сделав Steam более открытым. Данный пакет предоставляет разработчикам и издателям функциональность Steam (или его частей) бесплатно. Это касается статистики и DRM-функций. Цель этого шага - укрепить рынок компьютерных игр и шире распространить Steam. Первая игра, использующая эти возможности, появилась в середине февраля. Это была музыкальная аркада Audiosurf, она распространяется через Steam и использует Steamworks для интеграции со Steam Community и системой достижений.
В 2009 году, 16 марта, в SteamWorks была добавлена новая функция для разработчиков - Downloadble Content (DLC). Это позволило разработчикам выпускать дополнительный игровой контент и продавать его по относительно небольшим ценам. Первыми играми с поддержкой DLC стали The Maw и Far Cry 2.
В конце 2009 года был изменён дизайн официального сайта — вместо тёмно-жёлтых появились голубые тона, а также появилась возможность онлайн-покупки игр через сайт Steam без использования клиента Steam. Одновременно Valve начала разработку четвёртой версии Steam с совершенно новым оформлением.
Релиз Steam 4.0. 2010 год.
В конце февраля 2010 года вышла бета-версия Steam 4.0, в ней был значительно переработан интерфейс программы. Одновременно для бета-юзеров был сильно изменён дизайн официального сайта. Почти полностью был переделан дизайн оболочки Steam, а также внутриигрового оверлея. Вместо трёх стандартных разделов «Игры», «Трейлеры» и «Инструменты» появилось новое меню «Библиотека», в которое, помимо этих 3 подразделов, добавился новый — «Загрузки».
Новая версия Steam вызвала неоднозначные отзывы пользователей. С одной стороны, интерфейс стал более логичным, современным и красочным, но в то же время присутствовало множество огрехов, недоделок, а также возникали проблемы с быстродействием на слабых машинах.
Первая летняя распродажа Steam стартовала 24 июня и закончилась 4 июля 2010 года. Она была более красочной предыдущих распродаж, так как для каждого дня был подготовлен отдельный фон.
3 марта 2011 года Valve представила и запустила в бета-тест сервис Steam Guard, который обеспечивал дополнительную безопасность учётных записей пользователей.
С анонсом Steam Guard связана забавная история: на конференции, где был анонсирован вышеупомянутый сервис, основатель Valve Гейб Ньюэлл продемонстрировал работу Steam Guard следующим способом: он показал свой логин и пароль от Steam всем присутствующим на конференции и попросил их взломать его с помощью мобильных телефонов. Ни у кого не вышло.
11 сентября 2011 года в русский Steam была добавлена возможность покупать игры за рубли.
26 января 2012 года была анонсирована бета-версия клиента Steam для мобильных устройств на iOS и Android. Пользователи iOS- и Android-устройств могут с его помощью общаться с друзьями, посещать сообщества, просматривать скриншоты, читать новости и следить за происходящим в онлайн-магазине.
В мае 2013 года появились новые предметы инвентаря, которые при использовании меняли профиль целиком и полностью. А вместе с ними и появились всеми теперь известные карточки Steam. Цвета уровней профилей и названия значков отличались.
Окончательный переход на новое оформление профилей произошел 26 июня 2013.
В январе 2015 года полноценно вышли стримы Steam, которые в основном предназначены для показа игры друзьям и знакомым, нежели массовой аудитории, так как особой популярности они не получили.
В марте 2019 года Valve на Game Developer Conference представила редизайн раздела "Библиотека" в Steam и позже запустила новую библиотеку в бета-тест.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь, впереди много интересного!