Найти тему
Популярная авиация

Основная проблема "приземленного" Boeing-737MAX.

Фото с канала корпорации Boeing на youtube.com
Фото с канала корпорации Boeing на youtube.com

С разницей менее, чем в шесть месяцев, 29 октября 2018 года в Индонезии и 10 марта 2019 года в Эфиопии потерпели крушения два новейших американских самолета Boeing-737 MAX 8. В обоих случаях основной причиной гибели авиалайнеров стали серьезные просчеты конструкторов и разработчиков программного обеспечения. До сих пор проблемы с самолетами семейства Boeing-737 MAX не решены.

Новый Boeing

Корпорация Boeing, проектируя Boeing-737 MAX, приняла решение не разрабатывать новый планер, а ограничиться заменой двигателя на модели предыдущего поколения Boeing-737 NG. Такое решение позволило разработчику сохранить не только значительное количество финансовых ресурсов, но и выпустить новый самолет на рынок на несколько лет раньше. Кроме этого, новый двигатель LEAP-1B, установленный на Boeing-737 MAX, дает существенные прирост тяги и экономию топлива. Применение новой силовой установки значительно повысило эффективность авиалайнера, позволив успешно соперничать на рынке с основным конкурентом Airbus A321neo.

Конструирование лайнера

Уже упомянутый двигатель LEAP-1B отличается от CFM-56, устанавливаемого на Boeing-737 NG, не только эксплуатационными характеристиками. Новый двигатель существенно больше в размерах: диаметр его вентилятора 1,76 метра против 1,55 метра у силовой установки предыдущего поколения. Просто монтировать такие силовые установки на крыло без внесения изменения в конструкцию лайнеров не представлялось возможным, иначе двигатель располагался бы слишком близко к поверхности взлетно-посадочной полосы, что чревато засасыванием в него во время работы посторонних предметов. Конструкторы справились с этим, переместив гондолу двигателя вперед и вверх, что хорошо видно на картинке ниже.

Вверху Boeing-737 NG, внизу Boeing-737 MAX. Отчетливо видно, что двигатель на Boeing-737 MAX располагается существенно относительно выше крыла. Фото с канала корпорации Boeing на youtube.com
Вверху Boeing-737 NG, внизу Boeing-737 MAX. Отчетливо видно, что двигатель на Boeing-737 MAX располагается существенно относительно выше крыла. Фото с канала корпорации Boeing на youtube.com

Найдя решение по установке нового двигателя, конструкторы столкнулись с другой проблемой, негативно влияющей на устойчивость самолета в полете. Многим авиалайнерам свойственно стремление к задиранию носа или увеличению угла тангажа при росте тяги двигателя, и Boeing-737 NG не является исключением. После же установки на самолет более мощного двигателя LEAP-1B эта особенность проявляется сильнее. Опасность такого поведения лайнера заключается в том, что при увеличении угла тангажа самолет теряет скорость. В том случае, если такое увеличение не контролируется пилотами или происходит очень быстро, скорость может упасть настолько, что самолет свалится в штопор. Понимая это, конструкторы должны были бы принять решение о значительной переработке конструкции планера, но ими был найден другой выход.

Программное устранение конструктивного недостатка

Процесс пересмотра конструкции планера, как отмечалось ранее, весьма трудозатратен. Стремясь найти более простой способ устранения конструктивного недостатка нового самолета, разработчики использовали программное решение. Комплекс средств автоматического пилотирования самолета был дополнен системой MCAS. Получая информацию от так называемых датчиков угла атаки о том, что самолет слишком сильно поднял нос, MCAS вмешивается в управление лайнером, уменьшая угол тангажа и предотвращая тем самым падение скорости самолета до опасного значения (скорости сваливания). Сбой именно этой системы и стал роковым для двух Boeing-737 MAX.

-3

Сбой системы MCAS

В случаях с индонезийским и эфиопским Boeing-737 MAX система MCAS, получая, как выяснилось в ходе расследования, недостоверные данные от датчиков угла атаки, включилась в работу, автоматически опуская нос самолета. На самом же деле, пространственное положение лайнеров не угрожало безопасности полета и не требовало вмешательства автоматики. Пилоты в обоих случаях безуспешно пытались противодействовать системе MCAS, переводящей лайнер в пикирование, но так и не смогли выровнять самолет. Даже отключение системы не помогло предотвратить столкновения с землей.

Уже более года все самолеты семейства Boeing-737 MAX не поднимаются в небо. Производство лайнеров даже по заключенным контрактам приостановлено. Сертификация доработанной системы MCAS запланирована на этот год, но никто не может сказать точно, сколько времени займет этот процесс. Программа Boeing-737 MAX по-прежнему под угрозой.

Подписавшись на канал, вы не пропустите новые публикации канала Популярная авиация.