Найти в Дзене
Традиции наций мира

АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА

Оглавление

С древних времен армяне дорожат своими художественными традициями, отражающими уникальную культуру и ландшафт.

https://unsplash.com/s/photos/armenia
https://unsplash.com/s/photos/armenia

Архитектура

Архитектура занимает уникальное место в армянской культуре. С незапамятных времен армяне были навязчивыми строителями и решили выразить свою изобретательность, творчество и устремления преимущественно через камень.

На территории современной Армении насчитывается около 14 000 охраняемых государством памятников. Это мегалиты, древние алтари и гробницы, датируемые 15 000-10 000 годами ранее, металлообрабатывающий комплекс древнего (16 век до н.э.), древний Ереван - Эребуни (8 век до н.э.), эллинистический языческий храм Гарни (1 век).

Провозглашение христианства государственной религией в Армении положило начало строительству церквей и монастырей. Среди наиболее выдающихся христианских памятников Армении - кафедральный собор Эчмиадзина (IV в.), церковь Рипсиме (VII в.), церковь Гегарда, высеченная в скалах (IV-XIII вв.), развалины ротондальной церкви Звартноц (VII в.), монастыри Агарцин (XI-XII вв.), Татевский монастырь (IX в.) и многие другие.

Эти сооружения, а также средневековые мосты и крепости поражают своим совершенством, суровыми формами, смелым замыслом и величием. Выдающиеся памятники и архитектурные ансамбли Армении свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве ее архитекторов, скульпторов и художников. В основе их творчества лежат национальные традиции, которые развивались на протяжении веков и передавались из поколения в поколение. Это способствовало неуклонному прогрессу армянской архитектуры.

Музыка

Одной из важнейших частей армянской культуры является музыка. Армяне любят музыку и веками создавали изысканные композиции.

Священная музыка появилась в IV-X вв., после принятия христианства (301 г.). После изобретения армянского алфавита М.Маштоц и С.Партев перевели Библию и Святую Литургию, организовали музыкальную часть Литургии и церковные церемонии, стали основоположниками армянской священной музыки.

Период X-XIV вв. был временем расцвета искусства "тагх" (духовный гимн). Был разработан новый монументально-декоративный стиль.

В лице Саят-Новы было развито искусство "ашоу" (бард). Возникли новые так называемые "тагх-певцы": Нагхаш Овнатан, Пагтасар Дпир, Петрос Гапанци.

В XIX в. была сформирована профессиональная композиторская школа. В это же время была создана национальная школа "ашоу" (Ширин, Дживани).

В 1880-е годы Ч.Кара-Мурза, М.Екмалян и Комитас начали полифонизировать армянские монодийные песни. Комитас - одна из величайших фигур армянской музыки. Он является основателем национальной композиторской школы. Он создал шедевры армянской полифонической вокальной музыки, являясь основоположником и ярчайшим представителем музыкальной этнологии.

Искусство Арама Хачатряна - великое явление мировой музыки, имевшее значение потрясения;

Современная музыка приходит в форме джаза, фольклора и поп-музыки. Консерватория имени Саят-Новы помогает шлифовать будущие поколения армянских музыкантов. Частые концерты делают возможным проведение восхитительных вечеров в Филармонии, Камерном зале, Доме оперы и балета Еревана.

Дудук (армянский гобой)

Дудук является одним из старейших двойных тростниковых инструментов в мире, который датируется более 3000 лет. С западной популярной музыкой дудук познакомился через саундтрек-альбом Питера Габриэля "Страсти" к противоречивому фильму "Последнее искушение Христа" (1988), в котором выступил виртуозный дудукер Ваче Овсепян. Выступления дудуков, с их навязчивым экзотическим звучанием, с тех пор стали обычным делом в кино и телевизионных партитурах.

В 2005 году ЮНЕСКО объявила музыку дудука "шедевром устного и нематериального наследства человечества".

Танец

Армянское танцевальное наследие было одним из древнейших, богатейших и разнообразнейших на Ближнем Востоке. С пятого по третье тысячелетие до н.э. в высших областях Армении имеются наскальные рисунки сцен сельских танцев. В V веке Моисей Хоренский (Мовсес Хоренацийский) сам слышал о том, как старые потомки Арама (т.е. армяне) упоминают об этом (эпических сказаниях) в балладах для лиры, их песнях и танцах. Армянский танец отличается своей жизненной силой, и раньше каждый регион или даже каждое село имело свой уникальный танец.

Литература

До развития армянского алфавита в V веке армянские сказки передавались устной традицией и записывались на иностранных языках. Армянские рукописи, красиво иллюминированные миниатюрами, сочетают в себе литературные и иллюстративные традиции Армении. Христианская культура и изобретение Месропом Маштоцем армянского алфавита, столь основательно выразившего язык, что он выдержал века без каких-либо существенных изменений, дали новый стимул для развития уникальных культурных традиций. Нет лучшего места для ознакомления с этой литературной и художественной историей, чем уникальный ереванский Матенадаран (Институт древних рукописей), в котором хранится необыкновенная коллекция из 14 000 полных рукописей, фрагментов и миниатюр. Древнейшие пергаменты датируются пятым и шестым веками.