Кажется эпидемия короновируса разделила жизнь на до и после. Жизнь кардинально изменилась, за месяц мы отказались от посещения массовых мероприятий и привыкаем сидеть дома.
Карантин сильно ударил по многим отраслям бизнеса, от кафе и ресторанов, до транспорта. Самолеты стоят на бетоне аэродромах, туризм умирает, пассажиропоток общественного транспорта существенно упал. Очень сложно сейчас частным перевозчикам, которые участвовали в транспортной реформе.
В чем проблема: когда перевозчики участвовали в конкурсах, ни про какую эпидемию никто и не думал. Автобусы были приобретены в лизинг, платежи по которому никто не отменил. Сейчас автобусы перевозят 20% от былого количества пассажиров, на обработку салона между рейсами дополнительно уходит около 700 рублей ежедневно на один автобус.
Со слов перевозчиков, сейчас денег им хватает на топливо и зарплату водителям и кондукторам. Кроме этого, компания транспортных карт ЕТК переводит деньги перевозчикам только через 2 недели. Если ничего не измениться, перевозчики обанкротятся через пару месяцев.
Вы можете сказать, ну и ладно, банкротство - нормальное явление в экономике, на место одних придут другие. Но это не совсем так: если нынешние перевозчики уйдут с маршрутов, на их место смогут прийти только маршрутки со всех их минусами.
Только мы научились тому, что в автобусах можно зайти с детской коляской, в человеческих условиях ехать стоя или смотреть за временем прибытия транспорта на табло остановок, как это может скоро кончиться. Придется утром опять забиваться в полную маршрутки и 40 минут ехать стоя в неизвестной позе.
Городу или республики придется помочь частным перевозчикам, например, компенсировать лизинговые платежи за автобусы, оплатить стоимость дезинфекции. Кроме этого нужна помощь и троллейбусному управлению, но они муниципальное предприятие, им скорее всего выделят деньги.
Есть регионы (Москва, Пермь, Тверь), где частные перевозчики получают деньги не от пассажиров, а от города, который организует маршруты и платит перевозчикам деньги за то, что они ставят автобусы на маршрут. Так можно сделать проездные или билеты на определенное время (билет на час, полтора часа, 1 день и т.д.). Эта модель называется брутто-контрактом. По-идее не беда перевозчиков, что случилась эпидемия и власть ввела карантин. Данный кризис может быть поводом задуматься о переходе на брутто контракты.
Про нетто и брутто перевозки будет отдельная статья.
TL;DR Перевозчики общественного транспорта из-за эпидемии терпят огромные убытки, городу/республики или федерации нужно компенсировать убытки иначе комфортный транспорт у нас будет не скоро.