На фото мой прадед РЫЖИНСКИЙ ДЕМЕНТИЙ САВЕЛЬЕВИЧ, 1906 года рождения. Наверное, это самый везучий из знакомых мне людей. Вот его история.
Вместе со своей женой Агнией Игнатьевной он переехал в Омск из деревни Новороссийка Кормиловского района. Поселились в частном доме на 21-ой Линии. К началу войны у них было четверо детей: Вера, Лида, Борис и Раиса.
Демьяна Савельевича призвали в армию в 41-ом. Все четыре военных года Агния Игнатьевна заботилась только об одном – чтобы ее дети не умерли с голоду. Как семья выживала в войну – это особая история, которую я расскажу отдельно. Незадолго до конца войны пришла Агнии Игнатьевне похоронка, в бою за Социалистическую Родину где-то в Европе погиб ее муж. Поплакала, конечно, но горевать долго нельзя, все-таки четверых детей поднимать надо.
Кончилась война, отпраздновали Рыжинские свою горькую победу. И вот как-то ночью стук в дверь.
«Кто там?».
«Это я».
«Кто я».
«Открывай, это Демьян».
Прабабка испугалась, дети проснулись. Вместе открыли дверь – а на пороге Демьян Савельевич. Живой, здоровый и даже не раненый. Они его обнимают, ревут, воют. Отец вернулся! И никак не могут успокоиться и отойти от шока. В какой-то момент Демьяну это надоело: «Да хватит реветь уже! Ты бы лучше меня покормила». Конечно, всю ночь не спали, разговаривали.
Сколько вдов по всей стране тогда надеялись, что случится чудо и их мертвые и пропавшие без вести мужья вернутся домой. Хоть раненые, хоть без ноги, без руки. Они так и ждали десятилетиями этого чуда. Моя прабабка потеряла надежду, но чудо произошло именно с ней.
Вернулся Демьян домой, занялся мирной работой, дом и двор требовали хозяйской руки. Прошла неделя, работает Агния во дворе. Приходит почтальонша:
«Держись, Агния Игнатьевна, умер твой муж», - и протягивает прабабке вторую похоронку.
«Да как умер? Вон он в огороде копается. Демьян, иди сюда».
Вот так Демьян Савельевич, вернувшись домой в Омск, получил на руки собственную похоронку.
Потом прадед Демьян рассказывал детям много историй о своем чудесном везении на войне. Как-то раз в лесу собирался он с товарищем в атаку - все как положено, каску надел. А товарищ его был, видимо, фаталист: «Зачем тебе, Демьян, каска. Если умереть суждено, то она тебя не спасет». Товарищ в том бою погиб, а прадед выжил – как раз надетая каска и спасла. Или другой случай. Очередная переправа через реку, то ли весна, то ли поздняя осень. Попадает в их понтон снаряд и все уцелевшие солдаты оказываются в холодной воде. Тяжелое обмундирование тянет на дно. «Я там утонуть должен был, но увидел над головой доску, ухватился за нее». Доплыло до берега таких везунчиков, как мой прадед, меньше десятка.
Сейчас мне кажется, что Демьяну и его братьям был отмерен какой-то лимит удачи и весь этот лимит мой прадед перетянул на себя. Его младший брат Сергей погиб несправедливо и обидно. Уже после окончания войны перегонял танк на родину и случайно подорвался на мине. Так и сгорел в танке.
Прадед отличался огромной жизненной силой. Он прожил больше 90 лет, и мне в раннем детстве посчастливилось однажды даже увидеть его. Помню залитый светом пыльный коридор и в этом коридоре стоит старик с палочкой. Мне он тогда показался каким-то маленьким, а вот о чем мы говорили – совсем не помню, вроде он угощал меня карамелью.
«Знаешь, Наташа, кто это был? - спросила мама, когда он ушел. - Это дед Демьян».
Мой прадед награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени.
История нашей подписчицы Натальи @kalinat8