Найти тему
Инвест Zavod

Как оценить стоимость стартапа перед привечением инвестиций?

Investzavod.ru
Investzavod.ru

Один из ключевых аспектов как для основателей стартапа, так и для инвесторов, является ОЦЕНКА стоимости компании. В случае желания основателя привлечь капитал извне, от этой суммы будет зависеть, какую долю в проекте получит бизнес-ангел (венчурный фонд) при внесении того или иного количества денег. Какой способ наиболее подходящий для Вашего стартапа – выбирать Вам! Существуют различные способы посчитать, сколько стоит Ваша компания, но в целом, все они субъективны. Даже несмотря на уже накопленный достаточный массив данных и опыта, все еще можно сказать, что стартап стоит столько, сколько за него готовы заплатить! Если компания уже показывает доход и генерирует регулярную прибыль, то ситуация упрощается, и можно просто взять за основу прошлые показатели. Но инвесторы часто “заходят” в проект на ранней стадии, так что приходится сочетать несколько наиболее подходящих описанных ниже способов оценки.

Метод сравнения Методы оценки компании EVALUATION SALES
Самый простой метод оценки компании – сравнительный.
Необходимо найти похожую компанию, получить доступ к ее финансовым показателям, и использовать их при расчетах.
Упрощенный вариант: "Стартап X стоит $5 млн, а Стартап Y сопоставим со Стартапом X, поэтому применяется та же оценка" или “Недавно Стартап X продал долю в 20 процентов венчурному фонду за $1 млн, Стартап Y аналогичен Стартапу X, значит, применяя ту же оценку, стоимость компании составляет $5 млн”.
Если нет аналогичной компании на такой же стадии, можно взять показатели более зрелой компании из Вашей сферы и рассчитать оценку по формуле: ПРИМЕР: Компания X была продана за $30 млн и приносила доход в $10 млн в год. Компания Y приносит $300 тысяч в год. * (оценка на данном этапе развития компании) 30 300 X 3 = 900 (тысяч долларов )* = 3 10
Самые яркие примеры: акселераторы около 30% Возможности команды около 25% Готовность Продукта/технологии около 20% Размер Рынка около 25% Конкурентная Ситуация
Методы оценки компании 2 Метод соответствия
Это самый ненаучный и субъективный способ. В рамках этого подхода учитывается интерес конкретного инвестора. Если он или его компания установили для себя конкретные условия, то любой стартап, в который они вкладываются, оценивается по этим условиям.
3 Метод скоринга Метод скоринга – это более развернутый метод сравнения. Его суть состоит в том, что бизнес-ангел или фонд сравнивает стартап с уже имеющимися на рынке, и проставляет оценки (ниже среднего / среднее / выше среднего) по нескольким показателям, которые влияют на оценку в разной степени: Если конкретный критерий определен как средний – он оценивается в 100%. Лучше, чем в среднем – наберет более 100%. Хуже среднего - менее 100%. Затем эти цифры суммируются для окончательной оценки показателей. Y Combinator оценивает все входящие в него стартапы в $1,7 млн (покупая 7% за 120 тысяч долларов) ПРИМЕР: SAS стартап на ранней стадии. Подобные проекты в среднем на рынке оцениваются в 1.5 млн долларов. Берём стартап X и проставляем ему оценки Возможность команды 120% 30 (степень влияния на результат) X 1.2 = 36% Готовность продукта 100% 25 X 1 = 25% Размер рынка 100% 20 X 1 = 20% Конкурентная ситуация 90% 25 X 0.9 = 22.5% ИТОГО: 103,5 % Стоимость стартапа 1 млн 552 тысячи 500 долларов
Методы оценки компании
4 Венчурный метод
Основной задачей бизнес-ангела или венчурного фонда является удачный экзит (“выход”) из стартапа через какое-то время, что позволит окупить вложенные деньги, и в идеале еще заработать. У каждого профессионального инвестора есть “ожидания”, которые ему необходимо оправдать в рамках собранного портфеля. То есть они знают, сколько и когда им нужно заработать, чтобы остаться не только в нуле, но и в плюсе. Таким образом, они могут рассчитать, сколько им необходимо доли в компании, и на какую сумму, исходя из этих “ожиданий”.
ПРИМЕР: Есть инвестор, который планирует инвестировать в Ваш стартап, и сделать “экзит” через 3 года. Вы планируете, что прибыль Вашей компании через 3 года (после уплаты всех налогов) составит 3 млн долларов. 440 тысяч долларов = 14,5% 30 млн долларов 150 тысяч долларов = 777,2 тысяч долларов 0,193 14,5 = 19,3% 1-0,25 Методы оценки компании
Чтобы оценить, за какую сумму можно будет продать Вашу компанию в этот период (терминальная стоимость), необходимо умножить эти доходы в несколько раз (мультипликатор выручки), например, 10 (число зависит от сферы деятельности стартапа): Доходы x Мультипликатор выручки = Терминальная стоимость компании 3 млн долларов X 10 = 30 млн долларов Каждый инвестор имеет свою Внутреннюю Норму Доходности (IRR). Допустим, для нашего инвестора это 30% в год. Если предположить, что инвестиции будут равны 200 тысяч долларов, то Возможная цена продажи (Exit Value) через 3 года должна быть 440 тысяч долларов. 200 тысяч долларов X 13 = 440 тысяч долларов Теперь мы можем понять, сколько процентов компании должно быть у инвестора, чтобы он мог выйти из нее через 3 года при терминальной стоимости в $30 млн. Учитывая то, что за 3 года может произойти размытие доли (принимаем этот показатель за 25% - средний показатель в венчурной практике), на начальном этапе процент в компании должен быть у инвестора больше, а именно 19,3%. И вот, наконец, мы можем посчитать стоимость компании на первом этапе инвестирования. Если считать, что $50 тысяч – это 19,4% компании, то ее пост-оценка составляет $777,2 тысяч

5 Метод дисконтирования денежных потоков
В рамках этого метода происходит оценка стартапа через прогноз будущего денежного потока, который впоследствии дисконтируется. Необходимо привести будущие денежные потоки и выручку к сегодняшней стоимости, учитывая альтернативные варианты инвестиций, и принять во внимание фактор времени, так как стоимость денег сейчас и потом различаются. Средняя ставка дисконтирования для молодых компаний обычно 40–60%. Этот метод применяется в фирмах, у которых уже есть показатели по доходу, то есть не очень подходит стартапам ранней стадии, и применяется только в сочетании с другими подходами.

Уверен , что с этой простой инструкцией у Вас все обязательно получится! Пробуйте! Ищите! Развивайтесь! Еще Больше интересного читайте у меня на страничке в
фейсбук или оставляйте заявку на сайте ИнвестZavod если хотите в 2020 году привлечь инвестиции и реализовать свой проект.
Отдельная блаодарность за материал Ольге Филатовой.